очень жду ваших успехов по второй части тренинга и теперь обещанное продолжение. Мы поговорим о обязанностях. Во - первых надо точно обозначить, что вы в итоге вообще хотите, чтобы ребенок помогал делать по дому. Не важно, что малышу сейчас годик, важно - на какую помощь вы рассчитывайте. Как формировать положительное отношение к труду. Примерно до 5 лет ( в зависимости от особенностей ребенка):
-если ребенок хочет вам помочь не мешайте ему. Он хочет подмести - пусть подметает, хочет помыть посуду, дайте ему 2 тарелочки. Не важно, если он сделает это плохо, перемоете и переделаете. Обязательно похвалите малыша за старание. Если вы будете на этом этапе запрещать, в более старшем возрасте ребенок потеряет всякий интерес и будет все делать из под палки.
- чаще всего основными обязанностями бывают - собрать игрушки и убрать за собой. Я уже по поводу уборки скидывала в группу контакта, продублирую тут.
Практические советы по воспитанию организованности
Совет 1. Объясните ребенку, где живут его игрушки и вещи
Для того чтобы идея упорядоченности укоренилась в детском сознании, попытайтесь снизойти на детский уровень. Не пытайтесь требовать порядка от ребенка на уровне взрослого. Помните, что ребенку сложно запомнить такие простые (на взгляд взрослого) вещи как правило и порядок. Для детей все необходимо преподавать в примерах и образах. Если вашему сыну или дочке уже есть 2 года, можно попробовать поиграть в игру «Царство вещей и игрушек». Представьте для него весь дом как некое царство, в котором живут книги, вещи, игрушки и т.д. Расскажите, что у каждой вещи в этом царстве есть свое место, свой дом. Вечером каждая вещь хочет возвращаться домой: книги на полку, игрушки – в коробку для игрушек, одежда в шкаф. Также объясните, что мама и папа также возвращают все вещи на их места, так как тоже живут в этом царстве. Объясните, что за игрушки, книжки, одежду отвечает именно он (ваш ребенок) и что вещи ждут, когда их вернут домой. Эта игра хорошо закрепляет в сознании детей идею, что каждая вещь имеет свое место. Посмотрите с ребенком мультфильмы, которые рассказывают о том, что нужно быть аккуратным, почитайте сказки, рассказы, стихи на эту тему, чтобы фантазия ребенка порождала позитивные образы порядочного человека.
Совет 2. Поиграйте в порядок
Процесс наведения порядка может выражаться в игровой форме. Например, в виде веселых соревнований: если у вас несколько малышей, можно устроить соревнования для них, кто быстрее соберет вещи. Можно придумать символические призы, но не нужно делать большой разницы в ценности призов, чтобы дети не почувствовали себя обделенными или обезличенными. Главное в этом соревновании – участие детей. Центральной задачей во всех этих играх является формирование характера ребенка, а не качество уборки в первую очередь. Качество может улучшаться со временем, нужно чтобы была сформирована привычка.
Совет 3. Ведите за собой, а не подгоняйте сзади
Всегда ведите ребенка за собой, а не подгоняйте его. Если речь идет о наведении порядка, не просто провозглашайте свою волю с «башни из слоновой кости», а вместе с ребенком выполняйте то, к чему вы его подвигаете. Не заставляете его, а приглашайте принять участие. Через такой подход ребенок поймет, что порядок и организованность это:
• не тяжелая обязанность, а радостное увлечение,
• общие семейные ценности, которые вы уважаете.
Соберите вместе с ребенком игрушки, пригласите его с собой помыть посуду, скажите ему, что нуждаетесь в его помощи в приготовлении супа. Это важно для формирования отношения к повседневным делам.
Совет 4. Не уставайте напоминать о простых вещах
Если ребенок не запоминает всех правил порядка, не отчаивайтесь. Не уставайте напоминать о простых вещах день за днем. Повторяйте такие элементарные требования, как:
• Мытье рук после туалета,
• Чистка зубов после еды,
• Расправление полотенца на вешалке после вытирания рук
• Уборка обуви на полку после того, как ребенок разулся и т.п.
Пусть каждое напоминание не вызывает у вас раздражение. Не нужно кричать на детей, если правила не выполняются автоматически. Не считайте, что дети умышленно вас раздражают, игнорируя ваши требования. Скорее всего, они просто не запоминают этих мелких деталей. Многократные повторения дают свои результаты: «кирпичики» напоминаний постепенно формируются в монолит организованности.
Совет 5. Создайте естественные ритмы наведения порядка
Привяжите к пробуждению уборку постели, проветривание спальни, умывание, пусть это будет естественными моментами жизни. К приему пищи присовокупите уборку со стола и мытье посуды. Отход ко сну свяжите с такими вещами как прием душа, складывание вещей, уборка игрушек. Не отчаивайтесь, если не получается все сразу по-вашему. Говорят, что для лидеров самое нелюбимое слово – «процесс». Руководители хотят всего сразу. Родители – также лидеры для своих детей. Пусть процесс не пугает вас, главное быть искренними и последовательными.
Еще очень важный психологический момент: если ребенок научился завязывать шнурки - больше вы ему их не завязывайте, научился одеваться - больше его не одеваем и т.д. Пусть он сначала будет делать все медленно, но.. так вы развиваете самодостаточность и самостоятельность. Вы сами потом будете ловить завистливые взгляды так не должен писать психолог - просто бытовой факт) родителей в садике, когда ваш малыш будет проворно одеваться, когда другие в раздражении говорить: "Суй ногу. да не сюда!!" Уже не говоря, что у ребенка будет хорошо развиваться моторика и координация движений, что немало важным.
С ребенком более старшего возраста нужно сесть и распределить обязанности по дому. Я понимаю, что большой соблазн дать часть работы. Но, смотрите, сколько по силам сделать малышу с учетом его нагрузок в школе и секциях, домашнего задания и т.д. Если есть его комната - то это - его комната. порядок должен быть на его усмотрение но... ( мы кстати выше поднимали эту тему). Вы должны договорится, что 2 раза в неделю он проводит влажную уборку, так как это важно для его здоровья. Не убирайте сами , так как у ребенка могут быть свои секреты, обнаружив их вы нарушаете его личное пространство и его личные интересы.
В связи с этим - распределить с ребенком обязанности по дома. Жду ваших 2 отчета