Чернігівський форум про дітей

Автор Тема: Православие в вопросах и ответах  (Прочитано 368747 раз)

0 Користувачів і 2 Гостей дивляться цю тему.

Ассоль

  • ★SuperStar★
  • *******
  • Повідомлень: 6467
  • Спасибо: 593
  • Стать: Жіноча
  • 073 47 24 8 24 Viber
Re: Православие в вопросах и ответах
« Reply #3525 : 21 Січня 2015, 19:42:21 »
я думаю, это утрировано.
На самом деле, многие люди ( :-Xособенно мужеского полу) любят говорить, что только благодаря им какая-либо затея закончилась успешно и что все в мире существует благодаря им.  Пример с погодой просто неудачный
Об оплате в личку, на форуме редко

Дивна

  • ★SuperStar★
  • *******
  • Повідомлень: 24396
  • Спасибо: 1759
  • Стать: Жіноча
  • (093)456 9443 viber, Оксана
Re: Православие в вопросах и ответах
« Reply #3526 : 22 Січня 2015, 08:23:44 »
вот очень понравилось. т.к. наш форум о детях, захотелось поделиться

Я хочу остановиться на некоторых моментах, которых, мне кажется, следует опасаться, когда речь идет о воспитании детей в православной семье.

Первая проблема, которую следует отметить, — «имитация православного поведения». У нас есть прекрасное наследие — Жития Святых. В житиях мы встречаем описание детства святых. Это детство описывается приблизительно одинаково: преподобный в детстве с другими детьми не играл, на улицу не ходил, конфет не любил, был тих, молчалив, любил уединенную молитву. А наши дети на 99% — шумно играют, любят сладкое, дерутся, веселятся, то есть ведут себя как обычные дети. И вот мы думаем, как бы так сделать, чтобы и наш ребенок не смотрел телевизор, не любил мультфильмов, не жевал жвачку. При этом некоторые жития нас успокаивают: преп. Сергий плохо учился, праведный Иоанн Кронштадтский — тоже. С ними совершилось чудо. И вот что мы делаем: мы с младенчества заставляем ребенка поститься, вместо сказок читаем жития святых, нагружаем молитвенным правилом, лишаем игрушек, за каждый проступок пугаем Богом и наказанием, и вместо того, чтобы развивать ребенка, заказываем молебны преп. Сергию, чтобы наше чадо поумнело. Мы пытаемся некоторые вещи — иконографические — сделать методом православного воспитания. Мы пробуем с абсолютной точностью перенести эти образы на свою семью (в то время как жития — это икона, написанная словесно). Причем мы делаем это так, что прилагаем эти мерки не к себе, что было бы совершенно правильно в педагогическом смысле, а к нашим детям, и пытаемся приучить их жить по житиям. Если ребенку вместо сказок все время читать жития, он начнет к житиям относиться как к сказкам. Свт. Димитрий Ростовский эти книги писал не для детей, а для взрослых людей, чтобы они старались жить, мало-помалу подражая жизни этих святых, а мы пытаемся имитировать православие, а не жить по нему реально на том духовном уровне, на котором находится наша семья. Мы совершенно не принимаем в расчет, что наш ребенок мал, он нуждается в своем духовном мире, и у него совсем другие понятия о, скажем, грехе, чем у нас.

И здесь мы сталкиваемся с гораздо более серьезной проблемой — с имитацией духовной жизни.

Наша Церковь своей мудростью понимает, что у ребенка иные понятия о грехе и иная мера исправления, и до 7 лет детей не исповедуют. Это не потому, что ребенок не грешен; он часто очень плохо поступает и грехи совершает иногда очень скверные, но он не может каяться, так как покаяние — это перемена сознания, обновление жизни, а ребенок не в состоянии пока еще переменить свое сознание через таинство покаяния, а может это сделать только через наше родительское воспитание. И поэтому, когда он согрешает, ему не надо «подходить под епитрахиль», — ведь таинство не в этом заключается, а родители должны объяснять ему (иногда долго-долго), почему это плохо, почему мама так огорчена его поступком.

Внешне кажется, что все это очень хорошо — ребенок с младенчества начинает задумываться над своей духовной жизнью. А священник Александр Ельчанинов говорит, что ранняя детская исповедь крайне вредна, потому что ребенок приучается к формальной исповеди. Он искренне думает, что если он проговорит на исповеди то, что ему мама на ушко сказала, то уже все хорошо, греха больше нет, бояться нечего, можно дальше жить так же. Маленькие дети не могут пережить исповедь как таинство. Детей, даже 7-летних, если они не очень еще развиты, можно даже не перед каждым причащением исповедовать. Дети быстро приучаются играть в наши игры, принимают на себя момент заданности, внешний облик, который нравится родителям, но духовно они не растут, потому что мы им поставили такую высокую планку, которую сами часто перепрыгнуть не можем (потому что сами в детстве такими не были).

Но вот, ребенок растет, начинает сознательно исповедоваться, у него возникают духовные проблемы, мы, родители, этих проблем боимся и стараемся от них отходить. И тогда мы начинаем искать ребенку духовника, который бы его воспитывал: меня, родителя он не слушает, батюшку он обязан послушать, у батюшки — послушание. Это еще одна наша ошибка.

Во-первых, потому что мы сами несем ответственность за своего ребенка, во-вторых, мы наживаем себе этим большую проблему. Ребенок начинает доверять духовнику больше, чем родителям, а потом возникает конфликт, потому что духовник говорит ребенку одно, а папа с мамой другое. Что делать? Кого слушать? Кто главнее: родители или духовник? Дело в том, что не может быть у ребенка своего духовника, так как духовник не может нести ответственности за ребенка; полностью за него отвечают только родители.

Отец Иоанн (Крестьянкин) в одной своей проповеди говорит: «Мать начинает молиться, она просит Бога о помощи, но не получает. Почему же? Да потому, дорогие мои, что нельзя возлагать на Бога то, что мы обязаны сделать сами... нужен труд, нужно духовное напряжение, надо всегда помнить о детях и о своей ответственности за них перед Богом. Отцы и матери! одни без детей своих вы спастись не можете — и это надо помнить».

Поэтому, когда родители пытаются через духовника воспитывать детей (»Батюшка, а вы скажите ему вот это, пусть он сделает вот так. Меня он не слушает, а вас послушается»), а после исповеди спрашивают: «А он вам сказал про этот грех, а в этом покаялся?», — родители рискуют потерять доверие своего ребенка, используя исповедь для решения своих частных проблем. Родители должны сами стараться решать эти проблемы. Духовник должен быть один у всей семьи, тогда он, зная семейные отношения, сложности, проблемы, поможет всей семье, а у ребенка отдельного духовника быть не должно (кроме, конечно, каких-либо исключительных случаев).

Следующая проблема, которая исходит из имитации православного поведения — это фобия — боязливое отношение ко всему, что нас окружает. Мир, в котором мы живем, видится нам падшим, греховным, одержимым бесовской злобой, и он действительно такой. И часто складывается мнение, что если мир идет к концу, то нам надо всего бояться. И мы боимся масонов, сионистов, экстрасенсов, колдунов, экуменистов, патриотов, еретиков или наоборот, консерваторов, и своих детей приучаем не понимать, не оценивать, а бояться: это плохо, в этот храм не ходи, там не такой священник, этого не читай и т. д. Мы так друг друга боимся, что всякое мнение, которое хоть немного выходит за уровень понятий, которые мы считаем общепринятыми, является причиной, чтобы отвернуться от человека, с ним не молиться и всех пугать его мнением. Получается, что частное, пусть ошибочное мнение человека, способно зачеркнуть всю любовь, которую Христос нам заповедовал.

У Святых Отцов была такая позиция: «В главном единство, во второстепенном свобода и во всем любовь». В те времена было столько «мнений», столько практик, столько всего разного, но, тем не менее, Церковь была едина и все старались сохранять любовь. У нас нет любви, потому что мы всего боимся. Апостол Иоанн Богослов говорит: «совершенная любовь изгоняет страх», «боящийся несовершен в любви», то есть страх тоже прогоняет любовь. И когда мы начинаем воспитывать своих детей в страхе, мы сможем их научить только ненавидеть кого-то, а не любить. У нас повсеместно популярна литература под примерно такими названиями, как «Тайная сила масонства» и т. п. Она вся приблизительно одного содержания: в мире существуют тайные общества, масоны и др., они всюду проникли, они правят миром, что они захотят, то обязательно происходит. Но если масоны всесильны, тогда зачем существует наша Церковь? Если масоны в этом мире все завоевали, и все только от них зависит, то зачем мы с вами христиане, в чем сила нашего христианства? Неужели мы, вооруженные святым Крестом, нашей верой, можем кого-то бояться, бояться масонов или пришествия антихриста? Христиане первых времен были в высшей степени эсхатологически настроены, они ждали скорого пришествия Христа. Мы знаем, что оно когда-то будет, но надеемся, что нас как-то «пронесет», что все будет позже, не в наше время. А первые христиане его действительно ждали: «ей, гряди, Господи Иисусе», «Маранафа — Господь наш грядет», даже в литургической молитве первых христиан звучало: «Да прейдет образ мира сего!», — то есть пускай скорее закончится этот мир, поскорее наступит Царство Небесное. Они радостно ждали конца света, так как с концом света приходит Христос; мы-то с вами знаем, что приходит антихрист, а они прежде всего знали, что приходит Христос. Того, что придет антихрист, они не боялись, так как в то время было столько антихристов, столько мучителей, что каждый день они могли поплатиться своей жизнью за веру, поэтому они ждали Христа, а антихриста не боялись. Конечно, надо знать, что в мире существует зло, ереси, лжеучения и всякие богопротивные вещи и те же масоны. Все это так, но, тем не менее, они бессильны перед Церковью Божией, они ее никогда не победят, и это надо прежде всего внушать нашим детям и учить их этому можно своим примером: пусть мы сами живем радостно, полной христианской жизнью, пусть мы знаем не о тайной силе масонства, а о явном его бессилии.


Дивна

  • ★SuperStar★
  • *******
  • Повідомлень: 24396
  • Спасибо: 1759
  • Стать: Жіноча
  • (093)456 9443 viber, Оксана
Re: Православие в вопросах и ответах
« Reply #3527 : 22 Січня 2015, 08:24:05 »
все не поместилось :)
Коснусь еще проблемы дружбы детей. Мы пытаемся оградить ребенка от дурного влияния, и это правильно. Но в этом стремлении мы заходим слишком далеко, — мы ограждаем ребенка вообще от всего, и он остается совершенно один. Мы запрещаем ему дружить во дворе, в школе, и все время стараемся пристроить его в такое место, где он сможет «безопасно» дружить. В конечном итоге мы доходим до православной гимназии, — и оказывается, что и здесь есть такие дети, с которыми ни в коем случае дружить нельзя... А потом мы удивляемся, что наши дети не умеют дружить. Это потому, что мы все время приучали их с кем-то не дружить, а вот с кем-то дружить мы их не приучаем. Это очень большая проблема, так как мир, в котором мы живем, действительно очень дурной, и для того, чтобы противостоять злу, здесь нужно очень сильное доброе влияние, но поместить ребенка в гетто, — это тоже не выход: он выйдет в мир совершенно не готовым. Такой ребенок не приучен защитить ни себя, ни ближнего, к откровенности он тоже не приучен. Здесь надо быть очень осторожным и уважать детскую свободу. Если мы сохраним доверие ребенка, то сможем взять его отношения с другими под свой мягкий контроль, но навязывать детям, с кем им дружить, мы не должны.

Почему возникают эти проблемы в воспитании? Мы пытаемся создавать православную систему, а она рассыпается потому, что православие — это не система, это жизнь в любви. Когда мы начинаем совершать воспитание в любви, то оно как раз и получается православным.

Как ребенок должен поститься, как он должен готовиться к причастию, — эти вопросы решаются. Господь подсказывает человеку ответы, когда тот пытается знаком своего православия ставить не какие-то формальные вещи, о которых он где-то что-то вычитал, которые он принял умом, а не сердцем, а когда он пытается решать свои проблемы в любви. Проблемы в воспитании будут всегда, они всегда будут болезненными, очень многое будет не получаться, но когда мы попробуем воспитать ребенка в любви, тогда это и получится, тогда он сам по своей детской ревности к Богу выберет меру в молитве и посте, чтении и богослужении, а мы к этой мере сможем постепенно что-то прибавить, сообразуясь с ним, советуясь с ним, наблюдая, как он это духовное молочко воспринимает. Прекрасные формы православия со всей красотой богослужения, красотой традиции, — это, конечно, выражение любви. Но когда мы пытаемся из всей полноты традиции выбрать только то, что якобы поможет нам выработать свою «православную идеологию», свою систему, то мы рискуем остаться и без традиции, и без православия.

Священник Алексий Уминский,
директор Свято-Владимирской православной гимназии.

Ассоль

  • ★SuperStar★
  • *******
  • Повідомлень: 6467
  • Спасибо: 593
  • Стать: Жіноча
  • 073 47 24 8 24 Viber
Re: Православие в вопросах и ответах
« Reply #3528 : 22 Січня 2015, 12:15:51 »
Уминский очень хорошо пишет, всегда понятно и доступно
Об оплате в личку, на форуме редко

Дивна

  • ★SuperStar★
  • *******
  • Повідомлень: 24396
  • Спасибо: 1759
  • Стать: Жіноча
  • (093)456 9443 viber, Оксана
Re: Православие в вопросах и ответах
« Reply #3529 : 24 Січня 2015, 19:20:53 »
Протоиерей Георгий Коваленко: «Иногда надо прекращать общение, чтобы сохранить дружбу на будущее»
Сегодня Крещение – заканчиваются Рождественские праздники. И так как в Киеве ровно год назад в крещенские морозы власть применила против протестующих на Майдане водометы, я посчитала это поводом поговорить с отцом Георгием Коваленко, бывшим пресс-секретарем Блаженнейшего Митрополита Владимира, о прошлом и нынешнем, о политическом православии, о войне и мире.
http://www.religion.in.ua/zmi/ukrainian_zmi/28070-protoierej-georgij-kovalenko-inogda-nado-prekrashhat-obshhenie-chtoby-soxranit-druzhbu-na-budushhee.html
из статьи:
Цитувати
Среди тех общественных организаций, которые Церковь отлучила, одна из них в названии имела слово Новороссия. И Церковь тогда сказала, что нельзя использовать религиозную символику и риторику в достижении политических целей. Эти общественные организации продолжают существовать. И политправославие из движения против идентификационных кодов и т.п., очень быстро превратилось в «русскую православную армию», которая никакого отношения к Церкви не имеет. Террорист может идти под мусульманским или христианскими лозунгами, но он к вере мусульман или христиан это не имеет никакого отношения.

Ассоль

  • ★SuperStar★
  • *******
  • Повідомлень: 6467
  • Спасибо: 593
  • Стать: Жіноча
  • 073 47 24 8 24 Viber
Re: Православие в вопросах и ответах
« Reply #3530 : 25 Січня 2015, 19:07:51 »
Часто ко мне, как и ко всякому священнику, на исповедь приходят люди, которые говорят, что не имеют больших грехов, считают себя не особенно грешными, в отличие от других. Пытаешься человеку объяснить, что это гордость, приводишь в пример притчу о мытаре и фарисее, другие примеры, но помочь ослепленному гордостью познать свои прегрешения и перестать судить других бывает крайне сложно. Для вразумления такого человека промысел Божий посылает ему различные скорби. Гордому, для того чтоб познать себя и избежать полной духовной смерти, порою приходится пережить много унижений и обид, впасть в скверные плотские грехи, опозориться, потерпеть неудачи и разочарования. И наоборот, избавившись от гордости, мы можем избежать многих бед и скорбей.

По каким признакам можно определить наличие гордости в своей душе?

Если я обидчив, мнителен, трудно переношу оскорбления, болею душой от несправедливых замечаний, оправдываюсь, помню зло и осуждаю других; если мне трудно просить прощения и уступать другим даже в мелочах; если имею обыкновение в разговоре перебивать и слишком часто употреблять местоимение первого лица, по всякому поводу высказывать свои комментарии, обличать чужие грехи и недостатки, давать советы даже когда о них не просят, а сам не прислушиваюсь и не прошу советов, не уважаю мнение старших, то нет никаких сомнений - гордость глубоко и прочно сидит в моей душе. На начальных и средних стадиях гордость обычно соединена с тщеславием, и от этого соединения происходит переживание относительно мнения других обо мне, боязнь, что другие узнают мои недостатки и слабости, искание похвал и наград, которые бывают чрезвычайно приятны.

Протоиерей Евгений Пейков
Об оплате в личку, на форуме редко

Ассоль

  • ★SuperStar★
  • *******
  • Повідомлень: 6467
  • Спасибо: 593
  • Стать: Жіноча
  • 073 47 24 8 24 Viber
Re: Православие в вопросах и ответах
« Reply #3531 : 01 Лютого 2015, 15:59:08 »
http://azbyka.ru/paskha/lestnitsa_velikogo_posta.php

«Путь к Богу начинается, когда нам плохо» – беседа в неделю о мытаре и фарисее (+Видео)
Протоиерей Павел Великанов | 01 февраля 2015 г.
www.pravmir.ru/kogda-nam-ploho-beseda/#ixzz3QVAVY183
Об оплате в личку, на форуме редко

Ассоль

  • ★SuperStar★
  • *******
  • Повідомлень: 6467
  • Спасибо: 593
  • Стать: Жіноча
  • 073 47 24 8 24 Viber
Re: Православие в вопросах и ответах
« Reply #3532 : 02 Лютого 2015, 15:00:21 »
ОТКРЫВАЕМ ПСАЛТИРЬ

Человек успевает все меньше, хотя быт человеческий оснащен множеством приборов и механизмов. Удивительно: стирает машина стиральная, моет посуду машина посудомоечная, транспорт переносит человека за краткое время на большие расстояния и средства связи позволяют общаться друг с другом. А все же открывать Псалтирь мы не успеваем. Люди, ездившие на лошадях и пахавшие на волах, успевали за жизнь сделать больше, и то, что сделали они, было прочнее, добротнее, долговечнее. Стоит заметить этот жизненный перекос и задаться вопросом, отчего это все так, а не иначе? Отчего мы, при всех достижениях техники и прикладной науки, становимся, отнюдь не колоссами и гигантами, а беззащитной пылью, которую разносит ветер?

Ответ есть в первом псалме. Там ублажается человек, который поучается в законе Господнем день и ночь. Очевидно, это не означает вечное сидение над книгой, но хранение слов Божиих на скрижалях сердца и постоянное размышление о Боге в независимости от внешних обстоятельств. Так вот, этот помнящий о Боге человек, человек занятый умно-сердечной молитвенной деятельностью, уподобляется в псалме дереву, «посаженному при потоках вод». Такое дерево «приносит плод свой во время свое, и лист его не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет»

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ ТКАЧЕВ

http://www.andreytkachev.com/otkryvaem-psaltir/
Об оплате в личку, на форуме редко

Irisa88

  • Звезда форума
  • *****
  • Повідомлень: 564
  • Спасибо: 100
  • Стать: Жіноча
Re: Православие в вопросах и ответах
« Reply #3533 : 02 Лютого 2015, 22:57:42 »
Уже выкладывала одно его видео. Предлагаю вашему вниманию еще одно. Вот вроде бы уже все было сказано,но все равно не перестаю удивляться этому замечательному Батюшке,да с таким юмором,вчера смотрела,нахохоталась. Сегодня настроение паршивое,для поднятия самое то.И затронуты самые актуальные темы-семейные неурядицы,причины одиночества,и даже финансовые,проблемы родителей и детей.



https://www.youtube.com/watch?v=MJRtdkVq3pk

Священник Михаил

  • Звезда форума
  • *****
  • Повідомлень: 1696
  • Спасибо: 305
  • Священник Михаил.
Re: Православие в вопросах и ответах
« Reply #3534 : 04 Лютого 2015, 12:59:45 »
Вчера Архиерейское совещание нашей Церкви приняло новый документ "Об участии верных в Евхаристии" http://www.pravmir.ru/ob-uchastii-vernyih-v-evharistii/.
В целом, как по мне, не смотря на то что по некоторым моментам есть вопросы, этот документ ничего нового нам не открывает но составлен весьма здраво и затрагивает все стороны подготовки к Причастию. Так он либо укореняет установившиеся практики, либо указывает на разные традиции и дает право верным с помощью духовника самим выбрать, какая из традиций будет более душеспасительна для нас лично.
Думаю ознакомиться с документом будет полезно всем желающим проводить свою жизнь благочестиво и согласно учению и преданию Православной Церкви для того чтобы достигнуть блаженства и обожения в Боге.
С уважением, священник Михаил.

Ассоль

  • ★SuperStar★
  • *******
  • Повідомлень: 6467
  • Спасибо: 593
  • Стать: Жіноча
  • 073 47 24 8 24 Viber
Re: Православие в вопросах и ответах
« Reply #3535 : 04 Лютого 2015, 20:00:45 »
Хамство бытовое. Рецепты борьбы от епископа Ионы
Юлия Коминко | 03 февраля 2015 г.


Источник: http://www.pravmir.ru/hamstvo-byitovoe-retseptyi-borbyi-ot-episkopa-ionyi/#ixzz3QngqW5x4
Об оплате в личку, на форуме редко

Священник Михаил

  • Звезда форума
  • *****
  • Повідомлень: 1696
  • Спасибо: 305
  • Священник Михаил.
Re: Православие в вопросах и ответах
« Reply #3536 : 04 Лютого 2015, 21:06:59 »
Вчера Архиерейское совещание нашей Церкви приняло новый документ "Об участии верных в Евхаристии" http://www.pravmir.ru/ob-uchastii-vernyih-v-evharistii/.
В целом, как по мне, не смотря на то что по некоторым моментам есть вопросы, этот документ ничего нового нам не открывает но составлен весьма здраво и затрагивает все стороны подготовки к Причастию. Так он либо укореняет установившиеся практики, либо указывает на разные традиции и дает право верным с помощью духовника самим выбрать, какая из традиций будет более душеспасительна для нас лично.
Думаю ознакомиться с документом будет полезно всем желающим проводить свою жизнь благочестиво и согласно учению и преданию Православной Церкви для того чтобы достигнуть блаженства и обожения в Боге.
С уважением, священник Михаил.
Вдогонку к документу, здравый коментарий :
Некоторые мысли по поводу документа «Об участии верных в Евхаристии»
Андрей Дудченко, прот.

Документ «Об участии верных в Евхаристии» одобрен на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви, прошедшем 2-3 февраля 2015 года в Храме Христа Спасителя в Москве. В целом я считаю этот документ неплохим. Он действительно упорядочивает практику, пытается пресечь существующий на некоторых приходах канонический «беспредел». Для многих приходов следование рекомендуемым в документе нормам будет существенным шагом вперед. Но все же документ несовершенен, причем, на мой взгляд, в существенных вопросах. Какие основные моменты так и остались не прояснены. И для части приходов нормы документа представляют шаг назад.

Прежде всего, несмотря на правильное название (не «о подготовке к Причащению», а «об участии верных в Евхаристии»), причащение в документе преподносится как индивидуальное дело каждого христианина. Вместо того чтобы акцентировать внимание на том, что причащение неотъемлемо от всего чина Божественной литургии, ради которого, собственно, она и совершается, внимание снова переключается на индивидуальные «правила подготовки». Конечно, об индивидуальном говорить тоже необходимо, но когда Причастие остается делом сугубо индивидуальным, мы теряем что-то очень важное — а именно, наша литургия, что в переводе значит «общее дело», превращается в «дело некоторых подготовившихся». Лучше было бы, на мой взгляд, написать о том, что сам строй литургии предполагает причащение, как, например, приглашение на праздничную трапезу предполагает, что все гости как минимум попробуют угощение. Причащение за каждой литургией, в которой участвует христианин — это не недостижимый идеал и не «сверхчастое» причащение, как говорят некоторые, но норма, вытекающая, прежде всего, из самого строя богослужения.

Сам чин Божественной литургии, на которой совершается Евхаристия, то есть освящаются хлеб и вино, — совершается для того, чтобы причастились все, кто принимает участие в этом богослужении. Именно этот смысл выражается в молитвах литургии. В литургии могут быть только участники, и не может быть зрителей. Это богослужение — общее дело, происходящее из самой сущности Церкви.

Хотелось бы, чтобы в документе было отражено главное условие причащения: мы принимаем Святые Дары не потому, что мы постились, исповедовались, вычитали правило и пр., но по единственной настоящей причине — потому что нас призывает к этому Иисус Христос. Подходя к Чаше, мы отвечаем на Его призыв, который звучит на литургии: «Примите, ядите… Пийте от нея вси…». Владыка Филарет (Зверев) в одной из бесед о Причастии, отмечая этот литургический возглас, комментировал: «Слышите, что сказано? Не „постившиеся, вычитавшие правило…“, но — вси!». Это не значит, конечно, что причащаться могут все без разбора. Но все христиане, живущие ответственно по своей вере, призваны всегда подходить к Чаше. И тут задача духовника — объяснить это и вдохновить причащаться чаще!

Документ отводит духовнику чересчур исключительную роль — определять для каждого верующего требования подготовки ко Причастию. И это в наше время, когда среди всех христиан как никогда заметен кризис ответственности. Наши верующие очень часто стремятся переложить ответственность с себя на кого-то другого, и в роли этого другого оказывается священник. Да, духовник должен подсказать и направить, однако задача духовника — чтобы духовное чадо росло и укреплялось, и уже не требовало каждый раз от священника принимать решение вместо себя.

Из второстепенных «технических» деталей:

Совершенно нелепа норма об обязательном 6-часовом евхаристическом посте для ночных литургий, в частности, на Рождество. Ведь часто на приходах такое ночное богослужение состоит из всенощного бдения и литургии, а одна из характерных отличительных черт всенощного бдения — лития и благословение хлебов, пшеницы, вина и елея. Эта пища благословляется для подкрепления сил молящихся во время длительной службы, и потом раздаётся всем во время богослужения (после вечерни по уставу, на практике — после помазания). Что же, вкусившим благословенного хлеба и вина нельзя причащаться?! Да и логика устава в отношении времени совершения литургии такова, что в дни строго постные она отправляется вечером, так что евхаристический пост длится весь день, а в дни особенно праздничные — рано утром, и пост, соответственно, уменьшается. Нелогично уравнивать подготовку к Преждеосвященной с подготовкой к литургиям Пасхи и Рождества…

Так же при условии нормы 6-часового евх. поста неясно, откуда требование ничего не пить после полуночи, напр., перед воскресной Евхаристией. Логично было бы и тут применить норму 6-часового, не более, обязательного воздержания (ведь в воскресный день евх.пост никак не может устанавливаться более продолжительным, чем в дни постные!).

Молитвенное правило. Авторы документа посчитали необходимым закрепить обязательность «Последования ко Св. Причащению», включающего канон и молитвы. О том, что сама литургия является достаточной молитвенной подготовкой ко Причащению, как-то вообще не задумываются… Как прокомментировал один мой друг, в этом документе — «мир правил и уставов, в котором о свободных сыновних отношениях с Богом даже подумать боязно»…

Исповедь, превратившаяся в «билет на Причастие». В документе сказано: «В отдельных случаях в соответствии с практикой, сложившейся во многих приходах, духовник может благословить мирянина приобщиться Тела и Крови Христовых несколько раз в течение одной недели (например, на Страстной и Светлой седмицах) без предварительной исповеди перед каждым причащением кроме ситуаций, когда желающий причаститься испытывает потребность в исповеди». Получается, что когда причащаешься раз в неделю или реже — исповедоваться нужно обязательно каждый раз. Такого не знает греческая традиция, где даже не каждый священник имеет право принимать исповеди. И у нас есть священники, которые рекомендуют, в соотвествии с греческой практикой, исповедоваться по потребности — раз в месяц, или раз в два месяца, а причащаться всякий раз, когда участвуешь в литургии. Следовало бы описать возможность и такого подхода. Ведь еженедельная исповедь в конце концов тоже может стать профанацией и вредной для духовной жизни: не все готовы к «откровению помыслов» — практике монашеской, и не от всех надо требовать такого, да и не каждый священник может подобные откровения помыслов принимать…

Важно, что в документе указано на недопустимость совершения исповеди помогающим за литургией священником во время чтения Евангелия (но почему только Евангелия?! и Апостола тоже!) и евхаристического канона. А вот у греков немыслимо вообще совершение исповеди во время литургии. «Исповедь желательно проводить преимущественно с вечера или до начала Божественной литургии», — говорится в документе. Не просто желательно, а это должно становиться всеобщей нормой. Вместо этой порочной практики, когда литургия идет сама по себе, а люди ждут очереди на исповедь, важным является предложение установить на приходах фиксированные дни и часы, «когда священник в обязательном порядке присутствует для встречи с желающими общения с пастырем».

Наконец, в таком концептуальном документе было бы хорошо отойти от средневековых пережитков в отношении дней женского очищения, которые в документе именуются «нечистотой». Да, в каноническом наследии Церкви легко отыскать правила, запрещающие женщине причащение во время месячных. Но эти правила — еще не все Предание. Как убедительно показала сестра Васса (Ларина), «внимательное рассмотрение источников и природы понятия «ритуальной нечистоты» обнаруживает достаточно смущающее, и по сути нехристианское явление под маской православного благочестия».

Дивна

  • ★SuperStar★
  • *******
  • Повідомлень: 24396
  • Спасибо: 1759
  • Стать: Жіноча
  • (093)456 9443 viber, Оксана
Re: Православие в вопросах и ответах
« Reply #3537 : 04 Лютого 2015, 21:19:51 »
очень здравый :super:
по поводу исповеди. я совершенно согласна. правда, есть некоторые но...
пока наша община была маленькой, у нас так и происходило: исповедь с вечера или перед Литургией. сейчас очень много прихожан (по сравнению с тем временем), и не всегда, например, мама с ребенком может прийти на исповедь до Литургии. поэтому исповедуют перед причащением, дополнительно. но это как исключение.
благодаря стараниям нашего настоятеля, у нас всегда много причастников.

Священник Михаил

  • Звезда форума
  • *****
  • Повідомлень: 1696
  • Спасибо: 305
  • Священник Михаил.
Re: Православие в вопросах и ответах
« Reply #3538 : 05 Лютого 2015, 11:31:40 »
Восьмилетка духовности
Андрей Десницкий о том, почему всеобщее религиозное образование опаснее плясок на амвоне

22 января патриарх Кирилл выступил с речью в Госдуме, что произошло впервые в истории России. Одна из тем, которую он затронул – необходимость расширить преподавание курса «Основы религиозных культур и светской этики» на все школьные годы. И вот уже 3 февраля министру образования было направлено соответствующее предложение: в ближайшие годы ввести преподавание этого курса со 2-го по 9-й класс и соответственно увеличить финансирование.

Отдельно отмечается, что этот курс предполагает возможность выбирать одну из четырех «традиционных конфессий» (православие, ислам, буддизм, иудаизм) или светскую этику, но в школах финансируется только одна ставка, так что в интересах школы убедить родителей записать всех детей в одну и ту же группу, что часто и происходит.

Я не буду сейчас рассуждать о том, хорошо или плохо это предложение для общества в целом. Поговорю только о том, насколько оно поможет или помешает РПЦ – и с моей точки зрения, это опасность куда большая, чем любые скандальные выставки или даже пляски на амвоне.Сейчас объясню, почему.
Какими видит государство детей новой формации
Пионеры от Бога

Общественное обсуждение «Стратегии воспитания молодежи до 2025 года» открыто до конца февраля. Судя по уже поступившим предложениям, образ подростка... →

Начну с того, что сама идея небольшого курса в начальной школе по знакомству с религиями и светской этики мне кажется совершенно правильной. В нашем обществе религия играет важную роль, не говоря уж о том, что классическая русская литература просто останется непрочитанной, если не знать основ христианства. Поэтому знакомить детей с основами религиозной или культуры или светской этики по выбору родителей – оправданный и верный подход.

Но от идеи до ее воплощения, как известно, многое меняется.

Мне не раз доводилось говорить с людьми, которые преподают «основы православной культуры» в школах.

Люди разные, и истории разные, но типична, к сожалению, и такая. На курсы переподготовки отправляют тех педагогов, у кого мало «часов», кто помоложе и помобильнее, а вовсе не тех, кто сам хочет преподавать эту дисциплину. И в результате по окончанию этих курсов, как сокрушалась одна из их организаторов, «экзамены-то они сдали, но любви-то нету, нету любви к предмету!»

А бывает и такое: учительницу, которая сама не верит в Бога, но с уважением относится к православию, отправляют на такие курсы.

Первое, что она там слышит – что ей нужно «воцерковиться», начать ходить в храм, регулярно исповедаться и причащаться.

Да, это не предусмотрено учебной программой, но для огромного количества православных в нашей стране именно это и важно, они так привыкли, они другого не знают. Если наша учительница человек честный, просто откажется от продолжения, ценой серьезного конфликта с директором. А если приспособленец – сделает вид, что согласилась с правилами игры, и станет преподавать.
Марина Ярдаева о том, какая историческая роль отведена современным тридцатилетним
«Мы так хотели кем-то стать, что стали кем попало»

Что могут тридцатилетние? Одни вздыхают: «Увы, ничего». Другие, напротив, убеждены, что очень много. Уже высказано мнение, что даже события на Украине... →

Отрицательная селекция – вот как это называется. А дети ведь очень тонко чувствуют фальшь…

Я не утверждаю, что таких случаев большинство, но они совершенно точно есть. А теперь представьте себе, что вместо одного 4-го класса нужно подготовить всего за несколько лет преподавателей для классов со 2-го по 9-й, это ровно в восемь раз больше. И что, удастся найти в таких количествах действительно увлеченных православных педагогов?

Кроме того, любая школа – очень сложно устроенный организм, в ней невозможно, как в автомобиле, заменить одну деталь другой, потребуется радикальная перестройка всего учебного процесса.

Чтобы в восемь раз увеличить количество часов на «основы», придется сокращать другие предметы. Что именно? Русский, математику, литературу, историю, химию?

Что же касается финансирования, то если действительно сохранять возможность выбора, затраты на учителей возрастут не в восемь раз, а в двадцать-тридцать. Ведь тогда в каждом классе в одно и то же время будет вестись несколько занятий: по православной культуре, по культуре исламской и по светской этике или же основам мировых религий, а то вдруг еще найдутся дети из бурятских и еврейских семей, придется им тоже находить учителей.

Что скажут вам педагоги, когда им на головы свалится такая дополнительная нагрузка в условиях, когда школы и так стонут от нехватки финансирования?

Впрочем, деньги, часы в расписании и аудитории еще не самая большая проблема. В чем будет состоять содержание таких курсов? Годичный курс для четвероклассников предполагал знакомство с самыми азами. А за восемь лет можно при желании подготовить уже профессиональныхсвященнослужителей… Чем заполнят сотни учебных часов?
Борис Фаликов о том, почему съезд православной молодежи оказался так похож на комсомольские съезды эпохи застоя
Дух несвободы

В Москве прошел Международный съезд православной молодежи. Мероприятие оказалось крупное, молодежь съехалась из России и стран СНГ, прибыли и... →

Процитирую патриарха: «Этот курс был рассчитан на воспитание не только нравственного сознания ребенка, но и его национального самосознания, на защиту всех тех ценностей, о которых мы сейчас говорим. Нет такого другого предмета... Молодежь тоже должна обновлять в себе все те важные идеи, которые закладываются семейным воспитанием, тем курсом, о котором я сейчас говорю, чтобы противостоять, насколько это возможно, опасным и разрушительным в отношении человеческой личности влияниям извне».

То есть речь идет уже не об ознакомительном курсе, а о таком, который формирует мировоззрение, воспитывает патриотизм и национальную идентичность и учит противостоять тлетворному Западу.

Я закончил среднюю школу еще в доперестроечном СССР. Помню тоскливое ощущение от ударных доз коммунистической идеологии: по истории бесконечные съезды партии, по литературе «Разгром» Фадеева и «Поднятая целина» Шолохова с руководящей и направляющей ролью партии… А на десерт – обществоведение с марксистскими догмами, в которые, на самом деле, уже мало кто верил даже из тех, кто их преподавал.

И всё это отбило моему поколению всякую тягу к марксизму: как только приоткрыли щелочку, перестали преследовать за идеологию, как выпускники позднесоветских школ с огромной охотой усвоили совершенно иные ценности – в том числе и православные, о которых все десять школьных наших лет говорить можно было только вполголоса и на перемене.

Валом повалили из комсомола на приходы.

А СССР с огромной армией, огромной партией и отделениями КГБ в каждом городе просто тихо развалился, потому что всем смертельно надоел. И не в последнюю очередь – из-за навязчивой идеологии, которой его жителей пичкали с детсадовских горшков и до самой могилы.

Можно, конечно, надеяться, что всё теперь будет не так. И в нашей школе найдутся подлинные подвижники благочестия, наделенные к тому же педагогическим талантом (одно с другим сочетается далеко не всегда). Что уроки «основ духовной культуры» станут яркими и запоминающимися, что они будут действительно формировать личность ребенка, а не отвращать его от унылой идеологической накачки. Надеяться можно, но рассчитывать на это нельзя, глядя, к примеру, на то, что сегодня издается в качестве православной литературы для детей.

И ведь счет за все будет предъявлен именно к православным, это они активно продвигают идею. А в то же время есть в нашей стране еще одна традиционная религия, последователи которой куда более сплочены и привержены ценностям предков, особенно в республиках Кавказа – именно они, полагаю, и станут главными бенефициарами.

Можно, конечно, надеяться, что и там найдутся в огромном количестве преподаватели, которые будут раскрывать детям изящество арабской каллиграфии, красоту персидской поэзии и глубину суфийской мистики, что в результате дети вырастут приверженцами мирного, толерантного ислама на радость всем нам. А вот насколько реалистичны такие ожидания, пусть скажут те, кто лучше меня знаком с ситуацией в регионе.

Что бы ввел в школах я, если бы от меня это зависело? Прежде всего два хорошо забытых курса из программы классической гимназии: логику и риторику. Умение грамотно размышлять и умение убедительно отстаивать свою точку зрения в споре с другими. И добавил бы еще один предмет из нового времени: основы научного метода.

Человеком, который этими предметами овладел, очень трудно манипулировать. Но, боюсь, именно по этой причине их в ближайшем будущем не введут.

Дивна

  • ★SuperStar★
  • *******
  • Повідомлень: 24396
  • Спасибо: 1759
  • Стать: Жіноча
  • (093)456 9443 viber, Оксана
Re: Православие в вопросах и ответах
« Reply #3539 : 05 Лютого 2015, 13:39:57 »
очень грамотные размышления :super:

Kupi.cn.ua