Эмпатия (от англ. empathy) — сочувствие, сопереживание. Эмпатия представляет собой способность одного человека встать на место другого и понять его, то есть эмпатия – это способность сопереживать человеку. Кроме сопереживания эмпатия предполагает умение узнавать состояние эмоций человека, ориентируясь на его мимику и жесты, поступки и т.д. У совсем маленьких детей сопереживание отсутствует, но присутствует эгоцентризм – сосредоточенность на собственном “я”: - вся вселенная для меня одного. А эмпатия выработается позже, на основании опыта, по мере понимания того, что все люди в чем-то разные, а в чем-то одинаковые: тебе хочется и другому это же хочется, тебе больно и другому больно, тебе холодно и другому холодно, все мы хотим быть счастливыми, всем нам надо пить, есть, спать... Однако, думают люди и относятся к одному и тому же по разному. И всех надо понимать, а ещё лучше, "читать как открытую книгу".
Человек учится этому чувству постепенно, шаг за шагом, быстрее или медленнее. С самого раннего детства, всю жизнь. Когда малыш спотыкается и падает, то часто слышит: «Не плачь, ничего страшного не случилось!» Родители это делают для того, чтобы ребенок не вырос плаксой, а тот недоумевает: «Как же не случилось, если у меня болит ножка?» Лучше обнимите малыша и примените старинный проверенный рецепт — подуть на больное место. И кроха получит то, что ему требуется: поддержку и утешение. Он видит, что его понимают, и одновременно запоминает, как правильно поступать в подобных ситуациях.
Малыш учится сопереживать, наблюдая и набираясь опыта. «Мама прижимает меня, когда я плачу, и мне становится легче, — думает он. Наверное, так и надо делать, если кто-то расстроен». Пройдет немного времени, и засеянное взойдет ростками добра и понимания. Ради этого относитесь к малышу так, как хотите, чтоб он относился к другим. Не говорите, что кроха должен чувствовать, а что нет. Поддерживайте, а не оценивайте.
Некоторые дети легко перевоплощаются: я - лошадка, я - паровоз, я - мама. Это тоже эмпатия. Такое умение, заложенное в детстве, поможет понять другого человека.
Детям можно предложить следующие игры и темы бесед для развития эмпатии:
Прочитайте психологически насыщенные сказки и рассказы, обсудите характеры героев их поступки и мотивы поступков. Дайте высказаться всем, предложите детям подвести итоги, согласуйте общее мнение.
Если бы цветы могли говорить, а ты мог бы их слышать, что бы тебе рассказали цветы на клумбе и те же цветы на столе в вазе?
Что думал Колобок, когда сидел на носу у Лисицы? Он боялся или просто ничего не понимал? А когда он оказался у лисы в животе, что он чувствовал?
Игры на перевоплощение и ролевые игры развивают детей душевно, дети начинают понимать, что другие люди думают и чувствуют.
Попросите детей составить рассказ от имени зайца или слона в зоопарке, а потом на воле. Карася в аквариуме и в пруду...
Что чувствует трава, когда её косят? Дерево, когда его рубят?
Покажите детям замысловатую фигуру и спросите детей, что это такое? Обратите внимание детей на тот факт, что ответы у всех будут разные. Значит, и люди разные, но их всех надо понимать, чтобы жить с ними дружно.
Ты пролил на пол краску. Что скажет мама?
Некоторые психологи считают современный мир шизоидным, отмечают, что люди все больше погружаются в себя, теряют чувство эмпатии и взаимопонимания. Вспомните расхожую леденящую душу фразу: "Это твои проблемы", меня, мол, это не касается. Это страшное заболевание - черствость души. Такой человек вряд ли способен на добрую шутку или на комплимент. Развивайте чувство эмпатии у детей.
Однажды Маршак спросил сына:
- Чьи сказки тебе больше нравятся, мои или Пушкина?
Сын молчал.
- Не бойся, Пушкин не обидится.
- Ты обидишься, - сказал сын.