Часть2
Мамы - это люди. Люди могут ошибаться
- Принесли? – спрашиваю я родителей Артёма. Сегодня наше первое занятие.
Маму и папу усаживаем за стол, выдаём тетради в линейку и ручки. Артём – мой помощник сегодня. Родители пишут под медленную диктовку психолога:
"Мамы - это люди. Люди могут ошибаться.
Папы - это люди. Люди могут ошибаться.
Дети - это люди. Люди могут ошибаться.
С круглыми рукописными буквами и у одного, и у другого всё в полном порядке. Настало время достать принесённые из дома "самые тёплые зимние перчатки, какие есть", надеть их и писать так же красиво дальше:
Психологи - это люди. Люди могут ошибаться.
Учителя - это люди. Люди могут ошибаться".
- Учителя не могут ошибаться! – выпаливает Артём.
- А что они, разве не люди? Люди. Могут, как и все. И дети это люди. И дети могут ошибаться.
Весь диктант работает на косвенное внушение, - страх ребёнка перед прописями надо снимать. Но и родители должны кое-что понять. Вернее, прочувствовать затруднения Артёма на себе.
Папа выпендрился и принёс овчинные рукавицы. В итоге пишет, зажав ручку в кулаке, вертикально. Подвинуть лист бумаги – невыполнимая задача, страница тетради не даётся в руки в буквальном смысле слова.
Мама сидит за столом в кожаных перчатках на меху. Ручку держит правильно, но автоматизм уже не даётся, двигательный ансамбль мышц мелкой моторики расстроен. Почерк не тот. Психологи ещё были похожи на людей, а учителя загибаются.
После диктанта я расскажу им про неврологическую незрелость как причину дисграфии Артёма. Про время, которое нужно нервной системе, чтобы "созреть", начать "дифференцировать" нервные импульсы и, как результат, чувствовать ручку в руках иначе, без "рукавиц". Но главное уже произошло. Родители познали его бессилие. Война окончена. Они больше не враги своему ребёнку.
- Тааак, дайте посмотреть, что получилось, - говорю я и подвигаю тетради с родительским творчеством поближе к себе.
- Какую оценку будем ставить? Артём, ты учитель. Посмотри на этот почерк. Поставь оценку маме и папе!
У родителей смешинка в глазах. Кажется, они начинают понимать, что занятия с психологом – это весело.
У них "лобный" ребёнок, со всеми его достоинствами и недостатками.
- Пять! – гордо объявляет радостный Артём. – Папе "пять" и маме "пять"!
Папа, похоже, всё простил психологу за один этот момент.
- Можно небольшой перерыв? – отводит глаза в сторону мама.
- Артём, можешь обнять маму? – предлагаю я другое решение, как справиться с избытком непрошеных чувств.
Он радостно бежит к ней, и они долго стоят, обнявшись и покачиваясь вместе.
Сын не видит, как она плачет.