Что касается собственно ЗНО. Сама по себе задумка была неплохая (конечно, заимствована у Запада, но тем не хуже), однако с реализацией наши чиновники как всегда облажались (не буду вдаваться в подробности). Кроме того, министерство напрочь забывает о том, что прежде чем оценивать знания учащихся, нужно эти знания давать . А та же статистика ЗНО, практически по всем предметам, показывает, что уровень знаний абитуриентов с каждым годом все падает. Виной тому много причин, начиная с низкого уровня подготовки молодых педагогов, которые приходят в школу на смену старой гвардии и заканчивая отношением государства к тем же учителям, что, в частности, выражается в зарплате последних. Показательный пример прошлого года, когда 30 процентов абитуриентов не знали теоремы Пифагора , а 32 процента абитуриентов не смогли решить уравнение 2/x=5. И это далеко не все. Стоит ли добавлять, что добрый процент из этих детей сейчас получает высшее образование, в том числе и экономическое. Пускай министерство расскажет преподавателям, как таким детям читать матанализ на первом курсе, который преподается и у экономистов в том числе. Да ладно матан -- не всем он нужен по специальности, школьная математика прежде всего должна развить у детей башку, научить их думать, а такие примеры ясно показывают, что школа с этой задачей не справилась (просто провалилась), а точнее не справилось министерство.
Что касается самих тестов. Как я уже сказал, уровень знаний абитуриентов падает. ЗНО тоже не отстает. Мне уже стыдно брать деньги за подготовку к этим тестам (меня просят не часто, по знакомству или родственники), потому что человек, у которого есть голова на плечах и который не просиживал штаны 10 лет, хоть немного следя за тем, что учитель пишет на доске, спокойно может самостоятельно подготовиться и писать эти тесты на 160-170 баллов. Дальше все сильно зависит от того, какая школа, какой преподаватель и как, собственно, человек учился. Если это физмат, например, 12, 15, 3 школы у нас в Чернигове, то самостоятельно можно спокойно брать 180-190 и выше, если это сельская школа с (образно говоря) женой директора в качестве преподавателя математики, которая сама при виде производной и интеграла впадает в ступор, то бедным детям (они не виноваты) обычно выше 160-165 и не светит.
О списывании на ЗНО, ответах/заданиях и т.д.
А как же, случается, когда из-под юбки достают калькулятор, из широких штанин шпаргалку и т.д., но в целом сейчас с этим очень жестко и я всем рекомендую даже не брать с собой и намека на шпаргалку. Потому что как обычно соседу повезет и его не заметят, а тебя "спалят" и придется ждать год/идти в армию/временно забыть о (или забить на) ВО и искать третьесортную работу на минималку. Тем, кто списал, просто повезло (или не повезло, если шпаргалку достал, а в ней ничего подходящего и не нашел), на них равняться нечего и завидовать тоже нечему -- на всех сессиях не спишешь.
Осознавая внутреннюю кухню изнутри, как готовятся задания, как происходит отбор людей, самих заданий и т.д. и т.п., скажу, что знать задания до дня теста практически невозможно, НАМНОГО проще угадать какие будут задания исходя из тестов предыдущих годов.
Об учебниках для подготовки.
Любой учебник, написанный для подготовки к ЗНО, должен быть учебником для самоподготовки. По физике и математике такие учебники существуют (например, Є.П. Нелін, Математика. Еспрес-підготовка. ЗНО 2012. - К.: Літера ЛТД, 2012, который в свободном доступе гуляет по интернету). Об их эффективности мне сложно судить, они скорее "натаскивают" учеников на задачи, подобные тем, которые есть в тестах. Математикам легче, она (математика) формализована и такое натаскивание должно быть весьма эффективным (при соответствующем руководстве со стороны репетитора), а вот физикам куда сложнее.
Поэтому, занимаясь репетиторством, ориентироваться на пособия по подготовке к ЗНО IMHO не очень правильно, лучше ориентироваться на программу и на тесты прошлых лет, а задачи для домашних заданий придумывать самому, не особо удаляясь от тех, которые есть в самих тестах. По крайней мере, у меня такой подход дал плоды. Хорошему репетитору ничего не стоит придумать задачи, адаптированные под конкретного ученика и под определенную тему.
P.S. irina_p_p, сколько, если не секрет, Вы берете за астрономический час подготовки к ЗНО, сколько занятий в неделю и сколько часов?