Вечный кошмар родителей, вышедших на прогулку со своими малышами на детскую площадку: ребенок вцепился в яркую игрушку и кричит дурным голосом: «Не дам!» Отсутствие желания делиться собственными вещами у сына или дочери периодически замечают все родители.
Защита собственных вещей, стремление обладать чем-либо — нормальное человеческое состояние. В каждой семье вещи делятся на мамины и папины и ребенок делает логичный вывод, что и у него есть личные предметы и игрушки.
Как это происходит?
- До 2 лет жадность малышам неизвестна в принципе. Родителям, наоборот, придется давать ребенку уроки проявления твердости в некоторых ситуациях, чтобы не вырастить безотказного человека. В 2 года начинается процесс осознания у малыша собственной личности, проверки границы между «чужим» и «своим».
- Ближе к 3 годам ребенок уже осваивает науку «собственника».
- С 4 лет на первый план выдвигается общение со сверстниками. Малыш понимает, что игрушки — это инструменты, помогающие общаться.
- Проявления жадности в период с 5 до 7 лет говорят о внутренних психологических проблемах у ребенка.
В чем причины такого поведения?
Для назначения правильного лечения сначала ставится точный диагноз. Психологи выделяют следующие причины:
- нехватка внимания и любви в семье. Если взрослые заменяют проявление тепла и ласки очередным подарком, то малыш оценивает его как что-то исключительно ценное;
- ревность. Если в семье брату или сестре уделяется больше любви и заботы, то другой ребенок выплескивает обиду в виде жадности и агрессии;
- избыток внимания со стороны взрослых. Часто можно увидеть, как дети, которым позволено все, тиранят свою семью;
- нерешительность или застенчивость. Только со своими друзьями-игрушками ребенок ощущает безопасность. Естественно, ему не хочется ими делиться;
- чрезмерная бережливость. Существуют маленькие аккуратисты, которым сохранность своих вещей кажется важнее всего.
Что предпринять родителям?
- Родителям следует проанализировать свое поведение и убедиться, что малышу достается необходимое количество внимания, любви и ласки. Разговаривать, общаться, играть вместе как можно чаще.
- Демонстрировать примеры щедрости в семье. Ребенок все видит и копирует.
- Не читать нотаций при посторонних. Это только разовьет неуверенность в себе и зависимость от мнения посторонних людей.
- Объяснить малышу пользу обмена: хочешь поиграть машинкой соседа по песочнице – предложи ему свою.
- Хвалить и поощрять ребенка за щедрые и добрые поступки. Десяток случаев жадности можно оставить без критики, а тот единственный положительный нужно заметить и одобрить.
- Перед выходом на прогулку либо в гости ребенка ненавязчиво готовят, объясняя, что «там возможно будут и другие детки». Брать с собой при этом желательно те вещи и игрушки, расставание с которыми произойдёт без проблем.
- Если на детской игровой площадке дело дошло до выяснения отношений у малышей, разрешите ребенку постоять за свои права. Правило «он поделится, если сам захочет» поможет сформировать его характер. Но лучше сразу учить не выплескивать свои эмоции, а общаться конструктивно и без злобы.
- Неразумно сердиться и повышать голос ни на своего ребенка, ни на его маленького «противника». Родители могут мягко предложить просто показать понравившуюся игрушку либо ненавязчиво отвлечь внимание от предмета спора.
- Ни в коем случае нельзя вступать в агрессивные дебаты с родителями другого ребенка, даже если обижают именно его. Скандал между взрослыми только напугает детей и будет плохим примером для них.
- Когда разгорается серьезная баталия за право поиграть игрушкой сразу между несколькими карапузами, взрослым разумнее вмешаться и самим «разрулить» ситуацию – достаточно помочь придумать и организовать совместную игру всей группой.
Жадный ребенок – это не патология. При родительской поддержке и одобрении, у ребенка формируется радость от добрых поступков. Ему будет доставлять удовольствие делиться своими вещами и игрушками со своими сверстниками.