Игры и упражнения, способствуют знакомству детей между собой. Они помогают создавать позитивные эмоции, развивать чуткость.
Впервые в жизни дети начинают общаться со сверстниками в детском саду, там же появляется свободное от взрослых небольшое пространство, самостоятельная деятельность. Если ребенок активно контактирует со своими сверстниками, его развитие, в общем, отношение к другим людям, самооценка, все стремительно изменяется в лучшую сторону. Но все же общение детей дошкольного возраста без помощи взрослых людей очень сложное и не всегда эффективное. Только с помощью взрослых людей детей нужно и возможно научить правильно, формулировать свои желания, эмоции, мириться, избегать конфликтных ситуаций, оказывать поддержку другим людям, объяснять правила поведения и то, как можно себя вести, а как нельзя.
Рассмотрим игры, которые помогают детям познакомиться и найти общие интересы. Итак, игра:
"Назови себя"
Цель игры: знакомство детей между собой, адаптация к новым людям, привыкание к новой среде общения.
Ход игры: Все дети располагаются по кругу, и каждый из них представляется и рассказывает что-нибудь о себе.
«Снежный ком»
Цель игры: возможность установки связи между детьми для наилучшего запоминания имен друг друга.
Ход игры: первый ребенок говорит свое имя, следующий повторяет его, и, говорит свое. И так пока все дети не назовут свое имя и не повторят имя предыдущего ребенка. По окончанию игры, первый ребенок должен назвать всех детей их именами.
«Ласковое имя»
Цель игры: создать уютную обстановку для всех и помочь детям запомнить имена всех сверстников, которые находятся в группе.
Ход игры: дети должны вспомнить свои ласкательные имена, то, как их зовут дома. Далее, в хаотичном порядке, дети начинают бросать мяч друг другу, и тому, кому мяч попадет в руки должен назвать свое ласкательное имя. Так игра длится до того времени пока каждый не назовет свое ласкательное имя, после чего мяч начинает возвращаться в обратную и теперь уже тот кому попал мяч в руки должен назвать ласкательное имя того кто ему кинул его в первый раз. Поэтому нужно запоминать имя того кто изначально кидает вам мяч.
«Давайте поздороваемся»
Цель игры: выработать фантазию, создать естественную атмосферу.
Ход игры: ведущий рассказывает о различных видах и способах приветствия, которыми пользуются все люди. Далее он предлагает детям изобрести свою манеру приветствия и поприветствовать друг друга с ее помощью. Для этого можно использовать также разные части тела, которые смогут вам помочь.
«Встаньте те, кто…»
Цель игры: развить проницательность, при помощи данной игры дети смогут узнать друг друга лучше.
Ход игры: воспитатель говорит: «встаньте те, кто…»:
- любит прыгать;
- любит кушать мороженное;
- радуется весне;
- имеет младшего брата и т.д.
По завершению игры подытоживают, воспитатель задает определенные вопросы конкретному ребенку и если тот не сможет дать ответ ему, начинают помогать все остальные дети, после чего можно сделать вывод о том, кто самый проницательный в группе.
«Представь свое имя в движении» (с 6 лет)
Цель игры: вызвать положительные эмоции и научить детей действовать сплоченно, а также повлиять на способность запоминать имена детей, которые находятся в группе.
Ход игры: Все дети сидят в кругу и делают по очереди движения телом, которые подскажут их имя остальным, все повторяют за тем, кто показывает, и так продолжается по всему кругу.
«Представься с помощью куклы» (с 5 лет)
Цель игры: позволит детям узнать лучше товарищей, а также поможет снять напряженное и неуверенное состояние
Материал: две разнополые куклы, больших размеров, можно заменить перчаточными куклами.
Ход игры: девочки берут куклу женского пола, а мальчики мужского и с ее помощью представляются своим сверстникам, рассказывают о себе. Дети могут спрашивать интересующие их моменты о рассказчике: о любимой еде, игре, о мечтах и др.
«Переходы»
Цель игры: привлечь внимание к внешним сходствам и отличиям детей между собой.
Ход игры:
А) Ребята тщательно смотрят друг на друга, после чего воспитатель дает им задание: на первый стул посадить самого светловолосого ребенка, на второй с волосами немножко темнее, и на третий стул с темными волосами. Во время игры воспитатель может помочь детям, посоветовать им кого и на какой стул посадить.
Б) Задание, точно такое же, как и в пункте А, но детям нужно садится по определению цвета глаз.
«Опиши друга»
Цель игры: развить проницательность, развить способность описывать черты внешности товарища.
Ход игры: детям нужно разделиться на пары, стать спинами друг к другу и описать черты лица, волосы, одежду напарника. Затем все сравнивают оригинал с описанием и подытоживают внимательность ребенка, который смог описать своего товарища.
«Что изменилось?»
Цель игры: развить проницательность, для того что бы дети могли комфортно общаться между собой.
Ход игры: дети выбирают среди себя водящего (по ходу игры им будет каждый). Он выходит за дверь, а в это время дети могут поменяться местами, либо сменить прическу, снимают какую-то одежку, либо одевают. Делается 2-3 видимых изменения, водящий возвратившись обратно должен увидеть какие изменения произошли в его отсутствие.
«Мое настроение»
Цель игры: научить детей отображать свое настроение, видеть какое настроение у окружающих их людей.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям описать свое настроение с помощью любимого цвета, интересного животного, либо изобразить его красками на бумаге, показать движением. В прочем нужно показать свое настроение с использованием неординарной фантазии.
«Передача чувств»
Цель игры: научить демонстрировать другим свои эмоции без слов, с помощью мимики и жестов.
Ход игры: воспитатель говорит о каком-либо настроении на ухо ребенку, и тот должен передать его с помощью жестов, мимики. Когда все дети объяснили понятую ими эмоцию, последний ребенок озвучивает ее, и все обсуждают ее, кто как понял данную эмоцию и правильно ли. Далее ведущим может быть, кто пожелает.
«Цвета эмоций»
Цель игры: развить экспрессивность движений, фантазию.
Ход игры: все делятся на две группы, воспитатель дает сигнал и одна группа закрывает глаза, а вторая загадывает цвет. Те, кто загадали, начинают показывать цвет с помощью эмоций, поведения, вторая группа должна его отгадать. Потом можно меняться, а так же отгадывать может один человек, а загадывает вся группа.
«Тихий разговор»
Цель игры: выработать способность передавать определенный текст без слов.
Ход игры: дети садятся по кругу. Ведущий говорит одному ребенку, словосочетание, которое нужно передавать тому, кто сидит рядом без слов, при помощи жестов и мимики. Постепенно все проходят задание, а остальные смотрят и пытаются разгадать «сказанную» фразу.
«Собери пиктограмму»
Цель игры: способствует приобретению навыка различать эмоции, которые передают с помощью мимики.
Ход игры: воспитатель раздает всем изображения с определенным эмоциональным состоянием, они разрезаны. Дети нужно максимально быстро и правильно собрать эти изображения в правильном порядке, что бы получить цельную картину.
«Подарок другу»
Цель игры: развить способность «описать» предмет и при этом не использовать слова.
Ход игры: игроки выбирают одного «именинника», и все остальные дарят ему свои «подарки», но использовать они могут только мимику и движения, показывая свое отношение к «имениннику».
«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»
Цель игры: научить сопоставлять человека и его тактильный образ, развить навык выражения своих ощущений, а также восприятия чувств другого человека при помощи прикосновений.
Ход игры: воспитатель делит детей по парам, после чего они садятся друг напротив друга на расстоянии вытянутых рук. Воспитатель дает указания, дети стараются выполнять их быстро, но внимательно (не более трех минут):
- Все закрываете глаза, вытягиваете руки друг другу навстречу, и ознакамливаетесь только при помощи рук. Ощупываете своего партнера. Опускаете руки.
- Повторно вытягиваете руки, ищите руки своего соседа. Они ссорятся. Опускаете руки.
- Снова руки протягиваете к соседу. Руки хотят помириться. Они мирятся, извиняются, вы опять дружите.
Подводя итоги после проделанных упражнений, дети делятся своими ощущениями, рассказывают о происходящем, о чувствах, которые у них возникали по ходу упражнения, о том, что им больше всего понравилось.
«Передай улыбку по кругу»
Цель игры: научить детей работать в группе, научить сопереживать.
Ход игры: дети берут друг друга за руки, пожимают их, улыбаются партнеру.
«Сижу, сижу на камушке»
Цель игры: развить чуткость, научить сопереживать своим сверстникам.
Ход игры: все дети становятся в круг и поют песни, один игрок заходит в круг и садится на корточки, при этом накрывает голову платком и приговаривает:
Сижу, сижу на камушке,
Сижу на горючем,
А кто ж меня верно любит,
А кто ж меня сменит,
Меня сменит-переменит,
Еще приголубит?
После сказанных слов, тот кто желает, может подойти и приголубить того кто сидит в кругу, после чего он сам садится в круг, а следующий игрок приголубит его и т.д.
«Эмоции героев»
Цель игры: научить оценивать ситуацию и поведение людей находящихся рядом.
Ход игры: Воспитатель раздает детям карточки с написанными на них эмоциями, и читает сказку. По ходу сказки дети откладывают карточку с эмоциональным состоянием в определенный период героя. По окончанию чтения, дети объясняют почему, и в какой момент герою соответствовали те или иные эмоции. В данную игру лучше играть индивидуально или с небольшим количеством детей. Так же сказки нужно подбирать для соответствующих возрастных групп.
«Этюд на различные позиции в общении»
Цель игры: научить детей чувствовать разные точки зрения в общении.
Ход игры: все дети делятся на пары. Общаются они в диалоге. Воспитатель предлагает темы для обсуждения: «мой друг», «моя любимая игрушка» и др. Изначально дети сидят лицом к лицу, затем один ребенок сидит, а второй стоит возле своего стула, далее дети садятся спиной друг к другу, при этом разговаривая. Подводя итоги, у детей спрашивают, как им больше всего понравилось разговаривать и почему.
«Интонация»
Цель игры: развить чуткость, различие слухового восприятия.
Ход игры: воспитатель объясняет, что такое интонация. Далее дети на практике испробуют различные интонации. Можно с помощью интонации почитать диалоги сказочных героев, что будет весьма интересным для детей старшего возраста.
«Рисование»
Цель игры: развитие творческой фантазии, чуткости.
Ход игры: дети получают задание нарисовать что-нибудь доброе и ласковое. Дети рисуют под спокойную мелодию, красками или фломастерами, мелками. После чего можно провести конкурс и определить самого доброго зверя. Для справедливости можно позвать соседнюю группу в качестве судей. Победителю достанется медаль в виде смайлика.