Каковы критерии психологической готовности ребенка к школе?
Социально-психологическая готовность к школе:
1. Учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний).
Умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых).
2. Развитие школьно-значимых психофизиологических функций:
*Развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом* ножницами);
Пространственная ориентация, координация движений (умение правильно определять выше -ниже; больше -меньше, вперед -назад, слева -справа);
*Координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг).
*Развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам).
*Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут).
К началу обучения в школе дети должны уметь:
*Строить сложные предложения разных видов;
*Составлять рассказы по картине, серии картинок, небольшие сказки;
*Находить слова с определенным звуком;
*Определять место звука в слове;
*Составлять предложения из 3-4 слов;
*Членить простые предложения на слова;
*Членить слова на слоги (части);
*Различать разные жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение;
*Самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов, драматизировать небольшие произведения;
*Уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в данной местности;
*Иметь представления о сезонных явлениях природы;
*Знать свой домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей.
К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления. Он должен знать:
*Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и из двух меньших чисел;
*Как получить число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду;
*Цифры 0, 1,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;
*Знаки +, =, >, <;
*Название текущего месяца, последовательность дней недели;
*Уметь называть числа в прямом и обратном порядке;
*Соотносить цифру и число предметов;
*Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
*Пользоваться арифметическими знаками действий;
*Измерять длину предметов с помощью условной меры;
*Составлять из нескольких треугольников, четырехугольникоь фигуры большего размера;
*Делить круг, квадрат на 2 и 4 части;
*Ориентироваться на листке клечатой бумаги.
Какие требования предъявляет школа к развитию речи ребенка?
*Умение правильно произносить все звуки речи и различать их па слух.
*Умение употреблять разные части речи точно по смыслу.
*Использовать в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением.
*Умение отвечать на вопросы и задавать их.
*Умение самостоятельно передавать содержание литературных текстов.
*Умение составлять рассказы о предметах (но плану, предложенному взрослым, по картинке, по серии сюжетных картинок).
Кругозор (представление ребенка о мире достаточно развернуты, развита память, внимание, другие интеллектуальные способности).
Какие знания должны быть сформированы у будущего первоклассника?
В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:
• уметь чётко произносить все звуки речи
• уметь интонационно выделять звук в словах
• уметь выделять заданный звук в потоке речи
• уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце)
• уметь произносить слова по слогам
• уметь составлять предложения из 3-4-5 слов
• уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е слово и т.д.
• уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк – это животные)
• уметь составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке», «На детской площадке», «Отдых на море», «За грибами» и т.д.)
• уметь составлять несколько предложений о предмете
• различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня)
• уметь наизусть читать любимые стихотворения
• знать автора прочитанного стихотворения
• уметь последовательно передавать содержание сказки.
Кроме того, ребёнок, поступающий в первый класс должен знать:
• в какой стране он живёт, в каком городе, на какой улице, в каком доме
• полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности
• знать правила поведения в общественных местах и на улице.
С шести или с семи лет нужно отдавать ребенка в 1 класс?
Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, так как необходимо учитывать ряд факторов, определяющих подготовленность ребенка к обучению. Именно от того, насколько ребенок развит физически, психически, умственно и личностно, а также каково состояние здоровья ребенка, и будет зависеть, с какого возраста ему необходимо начать обучение в школе. Имеет значение весь комплекс факторов, определяющих уровень развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению его здоровья.
Напомним, что у детей, не подготовленных к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации (приспособления) к школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения, среди них значительно больше неуспевающих, и не только в первом классе.
Обязательным условием для приема в школу детей седьмого года жизни является достижение ими к 1 сентября возраста не менее шести с половиной лет. Обучение детей, не достигших шести с половиной лет к началу учебного года, проводится в условиях детского сада.
Данная информация актуальна сейчас для меня, думаю будет интерестна родителям будущих первоклашек.