Советы библионяни
Перед многими из нас не раз вставал вопрос о том, как, когда, каким образом приобщить ребенка к книге.
Основы читательской грамотности закладываются тогда, когда ребенок сам еще не умеет читать. В этом случае его называют грамотным слушателем, это пора воспитания в малыше слушателя.
На первом-четвертом месяце жизни ребенка процесс приобщения к художественному слову происходит без обращения к книге. Взрослый, пестующий новорожденного, наизусть читает ему все, что есть в арсенале памяти. В данном случае малышу важно не содержание, а постоянное говорение с ним, интонация, ласковое, доброжелательное отношение, ритмичность речи взрослого.
Как вы догадались, уважаемые взрослые, в первый год жизни ребенку надо петь колыбельные песни, исполнять пестушки и потешки, читать наизусть или по книге короткие стихи. Выбирая стихи для малыша, нужно обращать внимание на способ рифмовки. (Рифмы – созвучие в конце соседних строк). Такие тексты малыш слушает с удовольствием, затем легко запоминает и в течение второго года жизни, научившись говорить, произносит сам.
На первом-втором году жизни ребенка стихов нужно читать как можно больше. Они способствуют развитию речевого слуха малыша.
На втором году жизни следует познакомить малыша со сказками, как фольклорными, так и авторскими, как прозаическими, так и поэтическими, а также небольшими по объему произведениями, такими, как рассказы Е.Чарушина «Кошка», «Томка» и др. При формировании круга детского чтения надо обращать внимание не только на известные имена писателей (А.Барто, С.Маршак, К Чуковский и др.), но и вводить произведения современных авторов (М. Бородицкая, М.Дружинина, Г.Лагздынь, В. Лунин, М.Яснов и др.)
На третьем году жизни надо предлагать ребенку и другие произведения, рассказывая о том, чем они интересны, чтобы не сделать ребенка читателем одной книги.
Возраст четырехлеток – это возраст «почемучек». Исходя из этого, надо дать пищу детским размышлениям, поиску ответов на вопросы, добавив природоведческую литературу (В.Бианки, И. Акимушкина, Н.Романовой и др.)
На пятом году жизни ребенок может сосредоточиться на чтении гораздо дольше, поэтому в круг произведений, подбираемых для него, надо вводить объемные книги, рассчитанные на длительное общение с ними, на «чтение с продолжением». (В.Чаплина. Питомцы зоопарка, Т.Александрова Катя в игрушечном городе).
На шестом году жизни ребенка самое пристальное внимание при чтении художественной литературы надо уделять формированию нравственных понятий, таких как, правда и ложь, смелость и трусость, щедрость и жадность и т.д. Они становятся более понятными малышу тогда, когда связаны с именем и поступком какого-то героя. Такие произведения нужно не только читать, но и анализировать, вместе с ребенком доходить до их сути и смысла (К.Ушинский. Слепая лошадь. Б. Житков. На воде).
Известно, что дети семилетнего возраста интересуются человеческими взаимоотношениями. В детской литературе, как русской, так и зарубежной, накопился богатый опыт освещения этой темы, которая помогает малышу увидеть многогранность мира (А.Чехов. Ванька, О.Кургузов. Сборник рассказов «Солнце на потолке»).
Семилетки являются достаточно подготовленными для того, чтобы интересоваться историей своей семьи, своей страны. Это время формирования исторических представлений у маленького читателя. (С.Голицын Про бел-горюч камень, рассказы С.Алексеева).