Молодые люди, которые увлекаются просмотром фантастики или чтением научной фантастики, могут быть особенными. Вопреки распространенному заблуждению, что чтение этого жанра - недостойная практика, чтение научной фантастики и фэнтези может помочь молодым людям справляться с различными жизненными ситуациями, особенно со стрессом и тревогой.
Эстер Джонс, профессор университета Кларка (Массачусетс, США), рассказывает, как научная фантастика способствует пониманию человеческих различий и этическому мышлению.
Хотя многие люди могут не считать научную фантастику или фэнтези «литературой», исследования показывают, что вся художественная литература может генерировать навыки критического мышления и эмоционального интеллекта для молодых читателей. Научная фантастика тоже имеет силу.
Исторически родители считали литературу «хорошей» для молодежи, если она обеспечивает моральное руководство, отражающее их собственные ценности. Из-за таких взглядов многие книги подвергались цензуре и даже запрещались к печати. «Приключения Гекльберри Финна», опубликованные в 1885 году, были первой книгой, запрещенной в США. Считалось, что она развращает молодежь, поощряя мальчиков ругаться, курить и убегать из дома.
В конце 20-го века книга снова подверглась критике, теперь уже за использование Марком Твеном слова «Н». Многие люди обеспокоены тем, что оригинальная версия книги нормализует неприемлемое расовое пятно. Кто может говорить «Н», и в каком контексте – до сих пор продолжаются социальные и политические дебаты, отражающие незакрытые раны в американском обществе.
Вопрос состоит в том, как литература любого жанра – воспринимаемая как «серьезная литература» или «эскапистская чепуха» – выполняет свою образовательную функцию. Это главное в конфликте между родителями и педагогами по поводу того, что дети должны читать, особенно в том, что касается «эскапистской» выдумки.
Исторически сложилось так, что читающие научную фантастику подвергаются осуждению как гики, которые не могут справиться с реальностью. Такое восприятие сохраняется до сих пор, особенно у тех, кто не знает об изменениях в этом жанре за последние несколько десятилетий. В статье 2016 года в журнале «Социальная и личностная психология», в научном журнале «Компас» утверждается, что «погружение в мир историй включает в себя процесс «двойной эмпатии», одновременно и участвуя в интенсивной личной обработке сложных вопросов, и в то же время «проживая» персонажей, оба из которых приносят пользу».
В то время как научная фантастика стала более популярной, в одном исследовании утверждалось, что научная фантастика делает читателей глупыми. Последующее исследование тех же авторов позже опровергло это утверждение, когда было принято во внимание качество литературы.
Эта постоянная амбивалентность по отношению к жанру способствует формированию стереотипа о том, что такие произведения имеют небольшую ценность, потому что они, по-видимому, не связаны с реальными человеческими дилеммами. Такие стереотипы предполагают, что молодые люди могут научиться справляться с человеческими дилеммами, участвуя в отражении реальности в зеркальном отражении, включая то, что они читают или смотрят.
Но, как показывают исследования, чтение научной фантастики и фэнтези может помочь читателям осмыслить мир. Вместо того, чтобы ограничивать способность читателей справляться с реальностью, знакомство с нестандартными творческими историями может расширить их способность взаимодействовать с основанной на науке реальностью.
Опрос читателей научной фантастики и фэнтези, проведенный в 2015 году, показал, что эти читатели также являются основными потребителями широкого спектра других типов книг и средств массовой информации. Фактически, в исследовании отмечалась связь между потреблением респондентами различных литературных форм и способностью понимать науку.
Научная фантастика и фэнтези не должны предоставлять зеркальное отражение реальности, чтобы предлагать убедительные истории о серьезных социальных и политических проблемах. Тот факт, что сеттинг или персонажи необычны, может быть именно тем, почему такие истории сильны и в чем их ценность.
От серий «Гарри Поттер» и «Голодные игры» до таких романов, как «Притча о сеятеле» Октавии Батлер и «Притча о талантах» и «Нищие в Испании» Нэнси Кресс, молодые люди видят своих сверстников. Герои борются с серьезными социальными проблемами, экономическими и политическими вопросами, которые являются своевременными и актуальными, но в других условиях или временах.
Эти отличия дают читателям возможность бороться со сложностью и использовать свое воображение, чтобы рассмотреть различные способы решения социальных проблем. Что может быть лучше, чтобы справиться с неопределенностью этого времени, чем с формами вымысла, которые заставляют нас чувствовать себя некомфортно, исследовать неопределенность и двусмысленность и изображать молодых людей в качестве активных агентов, выживающих и формирующих их собственные судьбы?
Пусть молодежь читает фантастику. В ней читатели видят себя – и вместе с героями справляются, выживают и изучают уроки - что позволит им создавать свои собственные стратегии устойчивости. Критическое мышление и умственная гибкость, вызванные этим типом литературы, действительно могут привести к устойчивости и творчеству, которых обычно нет в повседневной жизни и реальности.