Чернігівський форум про дітей

Автор Тема: Методика ТРИЗ  (Прочитано 7096 раз)

0 Користувачів і 1 Гість дивляться цю тему.

Lychik

  • Звезда форума
  • *****
  • Повідомлень: 1328
  • Спасибо: 76
  • Стать: Жіноча
  • Непостоянство - имя твое, женщина! Уильям Шекспир
Методика ТРИЗ
« : 05 Квітня 2011, 13:26:51 »
Про методику ТРИЗ я впервые прочитала вчера в детском журнале, про нее никогда не слышала. Очень заинтересовала. Оказывается по этой методике занимаются много садиков в Росии.

Вот что нашла в интернете про ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач:
Автором методики ТРИЗ является Генрих Сауловия Альтшуллер, писатель фантаст, психолог, разработчик деловых игр. Методика ТРИЗ была создана в первую очередь для поиска решения технических задач, она помогала развитию таких качеств мышления, как гибкость, системность, логическое построение, но и оригинальность. Программа учит ребенка не мыслить шаблонно и стереотипно, а творчески и индивидуально подходить к решению задач.
Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.
Методика ТРИЗ для дошкольников представляет собой целый комплекс коллективных и индивидуальных игр. Ребенок самостоятельно выбирает тему, материал и в принципе вид деятельности, которые ем по душе. В помощь родителям или воспитателям приводятся подробно прописанные методические инструкции и рекомендации. Таким образом, в руки родителей попадает уникальное средство, чтобы научить ребенка искать и находить противоречивые свойства явлений и предметов, а также уметь их разрешать.

Lychik

  • Звезда форума
  • *****
  • Повідомлень: 1328
  • Спасибо: 76
  • Стать: Жіноча
  • Непостоянство - имя твое, женщина! Уильям Шекспир
Re: Методика ТРИЗ
« Reply #1 : 05 Квітня 2011, 13:27:37 »
Несколько "мудрых советов" Пока нет надежной технологии построения гипотез, нет методик обучения этому. Но несколько эмпирических советов а основе нашего личного опыта можем предложить.

НИКАКИХ ЛЕКЦИЙ! Поставили первую ситуацию — и ждете. Будет первая гипотеза — прекрасно, не будет — вернитесь к теме через недельку-другую или подумайте, актуален ли ваш вопрос для ребенка. Переформулируйте в более доступной форме.

ЕСЛИ РЕБЕНОК ОТВЕТИТ "НЕ ЗНАЮ" _ СОВЕТУЕМ ЗАДУМАТЬСЯ. Это значит, что ваши отношения с ребенком односторонни, вы приучили его к готовым знаниям, выдаваемым с суперавторитетным видом. Придется подумать вместе с ребенком, на своем примере показать ему, как строить гипотезы, дать ему понять, что ошибок не стоит избегать. В этом случае особенно бойтесь слов "неправильно", "нет", "думай сам". Не забудьте, что думать тоже надо учить.

МАКСИМУМ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ. Нужно осторожно учить не только романтике теоризирования, но и рутине экспериментирования. понадобятся самые бытовые предметы. Но затем стоит обратиться к различным "Конструкторам", к наборам типа "Юный химик", "Юный электрик" и т.п. пусть вас не пугают грозные надписи "для детей старшего школьного возраста". Четырехлетние исследователи вполне справятся с этим.

ПЕРВАЯ ГИПОТЕЗА МОЖЕТ БЫТЬ ЛЮБОЙ. Помните: она все равно правильна — пока новые эксперименты ее не опровергнут. Слова родителей просто не должны участвовать в этом процессе, они не аргумент; только практический, сделанный своими руками, наблюдаемый опыт! При помощи "Юного химика", например, мы в прозрачном растворе выращивали красивые коричневые кристаллы. мешочек с нужным веществом подвешивался в растворе на ниточке, привязанной к карандашу. Пятилетний теоретик высказал мысль о том, что кристаллы получились коричневыми, потому что коричневым был карандаш. Блестящее наблюдение! Можно опровергнуть это. Но... Была проделана серия экспериментов с другими карандашами. Гипотеза не подтвердилась...

ПРИ ПОЯВЛЕНИИ НОВЫХ ПРОТИВОРЕЧИВЫ ДАННЫХ старайтесь формулировать противоречие. Это не позволит впадать в отчаяние, примиряет новые факты с любой гипотезой, подталкивает к решению, а не к "защите мундира".

НИКОГДА НЕ ГОВОРИТЕ: "НЕТ, ЭТО НЕПРАВИЛЬНО". Скажите: "Отлично! Молодец! а теперь проверим еще и вот с этим предметом... в таких условиях..."

СТАРАЙТЕСЬ ВЫСТРАИВАТЬ ЦЕПИ ГИПОТЕЗ (как в нашем примере с притяжением). Обрывать цепь нужно в том случае, если дальнейшее экспериментирование недоступно в бытовых условиях. Так, в случае с коричневыми кристаллами выйти на уровень молекул и кристаллографии дома не удалось. Но цепь не должна укладываться в один день. Не торопитесь. Не бойтесь растянуть даже на пару лет. Старайтесь не делать без необходимости больше одного хода за один раз.

ПОЛЬЗУЙТЕСЬ ТОЛЬКО ТЕМИ ЗНАНИЯМИ, ОБРАЗАМИ, КОТОРЫЕ ЕСТЬ У РЕБЕНКА. Если ребенок чего-то не понял, значит, вы объяснили ему незнакомыми терминами, понятиями. Подумайте. Расспросите — часто оказывается, что он просто неправильно понимает какое-то слово, термин.

ЛИНИЯ, КОТОРУЮ МЫ ПРИВЕЛИ В ПРИМЕР (с притяжением) ПОЛУЧИЛАСЬ У НАС. У вас, скорее всего, на туже тему получится другая. Будут другие гипотезы, другие ассоциации. Придется реагировать на ходу. остановитесь (это в любом случае полезно), подумайте денек-другой. Только не тянитесь к нашему варианту! Ничего хорошего не выйдет. Создайте свой.

ЧТОБЫ ЧЕМУ-ТО НАУЧИТЬ РЕБЕНКА, НУЖНО ЗНАТЬ САМОМУ. И не просто знать, а хорошо разбираться. Трудно? Ну, тут уж извините! Кажется, еще Ломоносов выдвинул гипотезу о том, что "из ничего ничего и не возникнет". А если уж вы чего-то не знаете — не пытайтесь выкрутиться, только испортите все дело. Скажите честно — не знаю. И вместе с ребенком поройтесь в книгах, учебниках, справочниках. Это, кстати, дает больший эффект, чем заявление родителей-всезнаек.

Откуда брать задачи для занятий? Да они вокруг нас. Ребенок уронил чашку... Повод для занятий по гравитации, по прочности. Споткнулся... а вот оно, трение! Можно пойти обратным путем. Загляните в учебник — какие темы там предлагаются. И подумайте, что в быту можно использовать для "затравки" разговора об этом. Или (ну, это уже вершины!) сами подстройте ситуацию, при которой ребенок задаст вам нужный вопрос.

Lychik

  • Звезда форума
  • *****
  • Повідомлень: 1328
  • Спасибо: 76
  • Стать: Жіноча
  • Непостоянство - имя твое, женщина! Уильям Шекспир
Re: Методика ТРИЗ
« Reply #2 : 05 Квітня 2011, 13:28:26 »
http://www.*triz.org*.ua/  - здесь есть много литературы и задач

yahelga

  • Звезда форума
  • *****
  • Повідомлень: 3529
  • Спасибо: 807
  • Стать: Жіноча
  • Оля 0506603932,0633350848 прогрес,1го мая экомарке
Re: Методика ТРИЗ
« Reply #3 : 15 Квітня 2011, 11:38:57 »
я не совсем поняла, с какого возраста этот метод? нам 2,7 года

JulliAllex

  • Местный житель
  • ****
  • Повідомлень: 334
  • Спасибо: 20
  • Стать: Жіноча
Re: Методика ТРИЗ
« Reply #4 : 09 Червня 2011, 13:53:48 »
О!!! это замечательная методика  :super: Но для того, чтобы по ней заниматься необходима большая изобретательность и находчивость, которая кстати, благодаря этим занятиям, и развивается! Занятия в детских садах с использованием элементов ТРИЗа очень сильно отличаются от традиционных!!! И детей развивает замечательно: и логику, и сообразительность, и воображение, и произвольное внимание.... Изучайте, не пожалеете!

я не совсем поняла, с какого возраста этот метод? нам 2,7 года

Методика рассчитана на детей старшего дошкольного возраста, но подготовка к занятиям и использование отдельных элементов можно начинать и раньше!



Мисючка

  • Постоялец
  • ***
  • Повідомлень: 109
  • Спасибо: 9
  • Стать: Жіноча
  • Малюю життя кольором любові
Re: Методика ТРИЗ
« Reply #5 : 24 Вересня 2011, 16:11:29 »
Возьму себе на заметку, а то только и знаю Домана и Монтесори. Спасибо. :)

Алена Ков

  • Звезда форума
  • *****
  • Повідомлень: 1140
  • Спасибо: 24
  • Стать: Жіноча
Re: Методика ТРИЗ
« Reply #6 : 24 Вересня 2011, 16:37:01 »
Я знаю что методик всяких разных не меньше сотни

irin_ka

  • Новичок
  • *
  • Повідомлень: 37
  • Спасибо: 1
Re: Методика ТРИЗ
« Reply #7 : 25 Вересня 2011, 08:41:42 »
А в Чернигове кто-нибудь работает по этой методике?

Lychik

  • Звезда форума
  • *****
  • Повідомлень: 1328
  • Спасибо: 76
  • Стать: Жіноча
  • Непостоянство - имя твое, женщина! Уильям Шекспир
Re: Методика ТРИЗ
« Reply #8 : 25 Вересня 2011, 09:04:05 »
А в Чернигове кто-нибудь работает по этой методике?
я не слышала. хотелось бы что бы элементы этой методики были в садике

bibliotekar

  • Звезда форума
  • *****
  • Повідомлень: 853
  • Спасибо: 84
Re: Методика ТРИЗ
« Reply #9 : 16 Квітня 2013, 11:18:28 »
Несколько "мудрых советов" Пока нет надежной технологии построения гипотез, нет методик обучения этому. Но несколько эмпирических советов а основе нашего личного опыта можем предложить.

НИКАКИХ ЛЕКЦИЙ! Поставили первую ситуацию — и ждете. Будет первая гипотеза — прекрасно, не будет — вернитесь к теме через недельку-другую или подумайте, актуален ли ваш вопрос для ребенка. Переформулируйте в более доступной форме.

ЕСЛИ РЕБЕНОК ОТВЕТИТ "НЕ ЗНАЮ" _ СОВЕТУЕМ ЗАДУМАТЬСЯ. Это значит, что ваши отношения с ребенком односторонни, вы приучили его к готовым знаниям, выдаваемым с суперавторитетным видом. Придется подумать вместе с ребенком, на своем примере показать ему, как строить гипотезы, дать ему понять, что ошибок не стоит избегать. В этом случае особенно бойтесь слов "неправильно", "нет", "думай сам". Не забудьте, что думать тоже надо учить.

МАКСИМУМ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ. Нужно осторожно учить не только романтике теоризирования, но и рутине экспериментирования. понадобятся самые бытовые предметы. Но затем стоит обратиться к различным "Конструкторам", к наборам типа "Юный химик", "Юный электрик" и т.п. пусть вас не пугают грозные надписи "для детей старшего школьного возраста". Четырехлетние исследователи вполне справятся с этим.

ПЕРВАЯ ГИПОТЕЗА МОЖЕТ БЫТЬ ЛЮБОЙ. Помните: она все равно правильна — пока новые эксперименты ее не опровергнут. Слова родителей просто не должны участвовать в этом процессе, они не аргумент; только практический, сделанный своими руками, наблюдаемый опыт! При помощи "Юного химика", например, мы в прозрачном растворе выращивали красивые коричневые кристаллы. мешочек с нужным веществом подвешивался в растворе на ниточке, привязанной к карандашу. Пятилетний теоретик высказал мысль о том, что кристаллы получились коричневыми, потому что коричневым был карандаш. Блестящее наблюдение! Можно опровергнуть это. Но... Была проделана серия экспериментов с другими карандашами. Гипотеза не подтвердилась...

ПРИ ПОЯВЛЕНИИ НОВЫХ ПРОТИВОРЕЧИВЫ ДАННЫХ старайтесь формулировать противоречие. Это не позволит впадать в отчаяние, примиряет новые факты с любой гипотезой, подталкивает к решению, а не к "защите мундира".

НИКОГДА НЕ ГОВОРИТЕ: "НЕТ, ЭТО НЕПРАВИЛЬНО". Скажите: "Отлично! Молодец! а теперь проверим еще и вот с этим предметом... в таких условиях..."

СТАРАЙТЕСЬ ВЫСТРАИВАТЬ ЦЕПИ ГИПОТЕЗ (как в нашем примере с притяжением). Обрывать цепь нужно в том случае, если дальнейшее экспериментирование недоступно в бытовых условиях. Так, в случае с коричневыми кристаллами выйти на уровень молекул и кристаллографии дома не удалось. Но цепь не должна укладываться в один день. Не торопитесь. Не бойтесь растянуть даже на пару лет. Старайтесь не делать без необходимости больше одного хода за один раз.

ПОЛЬЗУЙТЕСЬ ТОЛЬКО ТЕМИ ЗНАНИЯМИ, ОБРАЗАМИ, КОТОРЫЕ ЕСТЬ У РЕБЕНКА. Если ребенок чего-то не понял, значит, вы объяснили ему незнакомыми терминами, понятиями. Подумайте. Расспросите — часто оказывается, что он просто неправильно понимает какое-то слово, термин.

ЛИНИЯ, КОТОРУЮ МЫ ПРИВЕЛИ В ПРИМЕР (с притяжением) ПОЛУЧИЛАСЬ У НАС. У вас, скорее всего, на туже тему получится другая. Будут другие гипотезы, другие ассоциации. Придется реагировать на ходу. остановитесь (это в любом случае полезно), подумайте денек-другой. Только не тянитесь к нашему варианту! Ничего хорошего не выйдет. Создайте свой.

ЧТОБЫ ЧЕМУ-ТО НАУЧИТЬ РЕБЕНКА, НУЖНО ЗНАТЬ САМОМУ. И не просто знать, а хорошо разбираться. Трудно? Ну, тут уж извините! Кажется, еще Ломоносов выдвинул гипотезу о том, что "из ничего ничего и не возникнет". А если уж вы чего-то не знаете — не пытайтесь выкрутиться, только испортите все дело. Скажите честно — не знаю. И вместе с ребенком поройтесь в книгах, учебниках, справочниках. Это, кстати, дает больший эффект, чем заявление родителей-всезнаек.

Откуда брать задачи для занятий? Да они вокруг нас. Ребенок уронил чашку... Повод для занятий по гравитации, по прочности. Споткнулся... а вот оно, трение! Можно пойти обратным путем. Загляните в учебник — какие темы там предлагаются. И подумайте, что в быту можно использовать для "затравки" разговора об этом. Или (ну, это уже вершины!) сами подстройте ситуацию, при которой ребенок задаст вам нужный вопрос.


очень интересно
 

NGNatali

  • Постоялец
  • ***
  • Повідомлень: 237
  • Спасибо: 15
  • Стать: Жіноча
  • 0934660447
Re: Методика ТРИЗ
« Reply #10 : 23 Травня 2013, 22:56:56 »
Мой муж по этой методике живёт. Читала и удивлялась сходству. Вот стала проблема, например "Откуда горячая вода в кране" ну это для сына конечно проблема. И начинаются догадки папы и сына : Нагрелась от стыда, от рук- ведь о трубы руки греют, наливает ктото из чайника гдето... вплоть до НЛО
Всё получится!

Lychik

  • Звезда форума
  • *****
  • Повідомлень: 1328
  • Спасибо: 76
  • Стать: Жіноча
  • Непостоянство - имя твое, женщина! Уильям Шекспир
Re: Методика ТРИЗ
« Reply #11 : 23 Травня 2013, 23:16:46 »
Мой муж по этой методике живёт. Читала и удивлялась сходству. Вот стала проблема, например "Откуда горячая вода в кране" ну это для сына конечно проблема. И начинаются догадки папы и сына : Нагрелась от стыда, от рук- ведь о трубы руки греют, наливает ктото из чайника гдето... вплоть до НЛО
Молодцы, а сколько сыну?

Audrey

  • ★SuperStar★
  • *******
  • Повідомлень: 9663
  • Спасибо: 445
  • Стать: Жіноча
  • Чоловіків можна аналізувати,жінок-лише обожнювати
Re: Методика ТРИЗ
« Reply #12 : 24 Травня 2013, 09:45:12 »
Почитаю, цікава методика

Kupi.cn.ua