<<Человек, который изучает литературу по магии и сам при этом не вполне глуп (ох и редко же встречается такое сочетание!), изрядно веселит обывательская критика, направленная против оплота этой науки. Понятно, что в детстве нам западает в душу не только буквальная вера в Библию, но и глубокое доверие к тому, о чем повествует «Альф лайла ва-лайла»[1], и что исцеление приходит только с отрочеством; но в пылу и запале нарождающейся зрелости слишком велико бывает искушение отринуть напрочь эти классические источники и, не задумываясь, зачислить их оба в одну и ту же категорию — в разряд документов, интересных лишь с точки зрения фольклора и антропологии, и не более.
И даже обнаружив, что из Библии — при условии глубокого и кропотливого изучения — можно извлечь каббалистические тайны поистине космического масштаба и значимости, мы (не исключая и счастливых обладателей достоверного бёртоновского издания[2]) не торопимся применить то же условие оправдания ко второму из упомянутых источников.
Таким образом, на мою долю остается вновь возвести «Альф лайла ва-лайла» на ее законный пьедестал.
Я не собираюсь отрицать объективную реальность «магических» явлений: если это и иллюзии, то ничуть не менее реальные, чем многие факты обыденной жизни, не вызывающие у нас сомнений; и, по примеру Герберта Спенсера[3], мы вправе утверждать, что по крайней мере какая-то причина у них имеется.
Итак, положим этот факт в основу нашего рассуждения. В чем причина моей иллюзии, заключающейся в том, что я вижу духа в треугольнике Искусства?
И дилетант, и компетентный психолог ответят одно и то же: «Причина — в вашем мозге».
В Англии (по закону об образовании) детей учат, что Вселенная пребывает в бесконечном Пространстве; в Индии детей учат, что она пребывает в акаше, и это — то же самое.
Европейцы, решившие пойти немного дальше, узнают из Фихте, что феноменальная Вселенная есть порождение Эго; индийцам, равно как и европейцам, обучающимся у индийских гуру, сообщают, что под акашей подразумевается чит-акаша[5]. Чит-акаша находится в области «третьего глаза», то есть в мозге. Приняв гипотезу многомерности пространства, мы сможем согласовать этот постулат с Реализмом[6]; но все эти хлопоты нам ни к чему.
В известной нам Вселенной все чувственные впечатления зависят от мозговых процессов[7]; следовательно, иллюзии — которые, в конечном счете, являются такими же чувственными впечатлениями, как и «реальные вещи», — приходится включить в ту же категорию «явлений, зависящих от мозговых процессов».
Однако магические явления выделяются в особый подкласс, поскольку они не спонтанны, а обусловлены волей и возникают вследствие неких «реальных» явлений, составляющих так называемые операции церемониальной магии.
Последние затрагивают:
1) зрение (круг, квадрат, треугольник, сосуды, светильники, облачения, орудия и т.д.);
2) слух (инвокации);
3) обоняние (благовония);
4) вкус (Святые Дары);
5) осязание (см. пункт 1);
6) сознание (все вышеупомянутые предметы и размышления об их значении).
Необычные впечатления (1—5) вызывают необычные мозговые процессы, поскольку совокупный итог их (6) также необычен. Следовательно, необычным оказывается и обратный перенос последнего в мир так называемых реальных явлений.
В этом и состоит реальность операций церемониальной магии и их результатов[8], и данное оправдание я считаю вполне достаточным, при условии что под «результатами» здесь понимаются только явления, воспринимаемые самим магом: явление духа, беседа с ним, возможные неприятные последствия неосторожности и так далее, вплоть до экстаза, с одной стороны, и смерти или безумия — с другой.
Но возможно ли, спросите вы, достичь результатов, описанных в этой нашей книге — «Гоэтии»? И если да, то неужели же я могу дать подобным случаям хоть какое-то рациональное объяснение? Не может этого быть!
Еще и как может — и сейчас я это сделаю.
Духи, описанные в «Гоэтии», — это участки человеческого мозга.
Следовательно, их печати (проекция куба, о которой говорит Спенсер[9]) представляют средства стимуляции или регулировки соответствующих участков (через посредство зрения).
Божественные имена — это вибрации, долженствующие установить:
а) общий контроль над мозгом (активизация функций, относящихся к тонкому миру);
б) более узконаправленный контроль над мозгом (в соответствии с рангом или классом, к которому принадлежит Дух);
в) контроль над каким-либо одним избранным участком мозга (имя Духа).
Благовония воздействуют через обоняние. Сфера влияния каждого данного благовония, как правило, довольно обширна, однако известны соответствия благовоний буквам алфавита, при помощи которых можно составить каббалистическую формулу, заключающую в себя имя Духа.
Вдаваться далее в рассмотрение подобных нюансов я не стану; умный читатель без труда подхватит общую идею и заполнит лакуны самостоятельно.
Итак, если я повторяю вслед за Соломоном:
«Дух Кимиерис (Cimieries) обучает логике», — то я имею в виду следующее:
«Те участки моего мозга, которые отвечают за способность к логическому мышлению, можно стимулировать и развить, выполняя процедуру под названием “Призывание Кимиериса”».
А это уже — чисто материалистическое и рациональное утверждение; оно совершенно не зависит от вопроса о реальном существовании духовных иерархий. Философии по этому поводу сказать нечего, а Науке остается лишь отложить окончательный вердикт до того времени, когда выдвинутая гипотеза будет подвергнута точному и методичному исследованию по всем правилам.
Но, к сожалению, остановиться на этом мы не можем. Соломон утверждает, что при помощи гоэтических Духов можно 1) получать информацию разного рода; 2) уничтожать врагов; 3) понимать язык животных; 4) добывать сокровища; 5) исцелять болезни и так далее. Перечисленные пять возможностей я выбрал произвольно; разъяснить остальные не позволит ограниченный объем настоящего эссе.
1) Извлечение фактов из подсознания.
2) Здесь мы сталкиваемся с интересной особенностью. Благородные средства, на первый взгляд, вступают в противоречие с низменными целями ритуала. Но за последними скрываются возвышенные истины. «Уничтожить наших врагов» — значит, осознать иллюзию двойственности и пробудить в себе сострадание.
3) Наблюдательный естествоиспытатель способен извлечь немало информации из звуков, издаваемых животными, которых он долго изучал. Даже ребенок понимает разницу между кошачьим мяуканьем и мурлыканьем. Эту способность можно в значительной степени развить.
4) Можно стимулировать деловые качества.
5) Подчиняясь сигналам, идущим от мозга, организм может восстанавливать утраченную работоспособность и возвращать в норму поврежденные ткани.
Так же обстоит дело и с прочими феноменами, перечисленными в «Гоэтии». Среди них не найдется ни одного по-настоящему чудесного и необъяснимого.
Таким образом, то, что мы называем Церемониальной Магией, сводится к совокупности тонких, хотя и несомненно практичных, психологических экспериментов, и тому, кто проводит их с толком, результатов бояться не следует.>>
*******************************************************************************
[1] «Тысяча и одна ночь». — Здесь и далее примечания переводчика, если не указано иное.
[2] Полный английский перевод сказок «Тысяча и одной ночи», выполненный выдающимся английским путешественником, этнографом, лингвистом, писателем, поэтом и переводчиком Ричардом Бёртоном (1821—1890). По-видимому, Кроули подразумевает первое издание этого перевода (Бенарес, 1885—1888 гг.); 12-томное лондонское переиздание 1894-го года было подвергнуто цензуре и содержит купюры.
[3] Герберт Спенсер (1820—1903) — английский ученый и философ-позитивист. Главный его философский труд, «Основные начала», содержит тезис о том, что наличие Непознаваемого есть свидетельство существования первопричин всего происходящего, недоступных интеллекту.
[5] Санскр. букв. «пространство сознания».
[6] Подразумевается теологический реализм — подход, согласно которому универсалии существуют до и вне отдельных вещей, в форме Божественных замыслов.
[7] Мысли — выделения мозга (Вейсман), Сознание — функция мозга (Гексли).
Август Вейсман (1834—1914) — немецкий зоолог и сторонник эволюционного учения Ч. Дарвина; придерживался механистического понимания жизненных процессов. Гексли, Томас Генри (1825—1895) — английский зоолог, популяризатор науки и сторонник эволюционной теории Ч. Дарвина; изобретатель термина «агностицизм». — Примеч. перев.
[9] Спенсер проводит аналогию между свойствами Непознаваемого и отображениями его в нашем сознании, с одной стороны, и соотношением между геометрическими свойствами куба и его проекции на боковой поверхности цилиндра — с другой.